(2004, США)
Когда Стивену Соммерсу надоело развлекаться с египетскими мумиями ("Мумия"/"Мумия возвращается"), но желание валять дурака у него ещё не пропало, он придумал себе новую прикольную забаву. А именно - взял и намешал целый тазик винегрета из классической хоррор-литературы: "Дракулы", "Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда" и "Франкенштейна". Потом щедро заправил всё это легендами об оборотнях, другим трансильванским фольклором, европейским фэнтези, бросил туда же пригоршню стим-панка и, утерев со лба пот, устало плюхнулся в кресло. Но не затем чтобы отдыхать, а чтобы сварганить из всей этой пестрой мешанины внятный сценарий.
Что, впрочем, для создателя "Мумий" и обожаемого мною "Подъема с глубины" вряд ли было непосильной задачей. Все его предыдущие картины тоже являли собой крутые замесы из всего и вся, начиная от хорроров и вестернов и заканчивая черно-юморными комедиями, фэнтези и приключениями в духе Индианы Джонса.
К сожалению, на сей раз что-то в сценарной кулинарии Соммерса не доварилось до нужной кондиции. И всё он вроде бы сделал правильно, и все свои любимые козыри разыграл как по нотам, и звёзд превосходных нанял, но вот повторить коммерческий триумф "Мумий" "Ван Хельсингу" не удалось. Менее чем двукратная прибыль - с таким полупустым инкассаторским мешком вышел, понурив голову, из кинотеатров блокбастер ценою в 160 млн. $. Что, разумеется, уже не было поводом для гордости и похерило все планы на сиквел.
А между тем, если верить киноистории, стартовый вариант проекта "Ван Хельсинг" был задуман как сиквел... знаменитого "Дракулы" (1994) Фрэнсиса Форда Копполы. Куда, само собой, Хью Джекмана ещё не приглашали, а матерого киллера вампиров Абрахама Ван Хельсинга должен был играть всё тот же копполовский Энтони Хопкинс. Но с той поры минуло десять лет, и от первоначальных замыслов остались лишь воспоминания. А история, которую в итоге доверили написать и экранизировать Стивену Соммерсу, переродилась из олдскульного хоррора в современное фэнтези с налетом стим-панка. Со всеми их дежурными атрибутами на грани художественного абсурда.
Начать с того, что Ван Хельсинга теперь зовут не Абрахам, а Гэбриэл. Почему? Да просто Соммерсу не понравился классический герой и он сделал его... якобы сошедшим с небес архангелом. Да не простым, а вдобавок с жестокой амнезией. Из-за которой наш Гаврила помнит лишь фрагменты из своего прошлого, причем настолько отдаленного, что тут и без шпаргалки ясно - этот Ван Хельсинг и близко не обычный человек.
Расписывать сюжет не стану даже пытаться - увольте. Ибо, как я и сказал вначале, это такая лютая мешанина из "Дракулы", "Франкенштейна" и т. д. и т. п., что в трёх словах о ней не расскажешь. Да и трёх тысяч слов, чую, вряд ли хватит. Уточню лишь что помимо самого Ван Хельсинга со скорострельным арбалетом (Хью Джекман) и его напарника-монаха, который тот арбалет чинит, заряжает и заправляет горючим (стим-панк же на дворе, ёпт!), тут есть еще как минимум десяток ключевых героев. Включая в их число драчливую цыганскую баронессу Анну (Кейт Бекинсейл), её брата-оборотня Велкана, обаяшку Владислава Дракулу, его трех жен-кровососок (во всех смыслах), монстра Франкенштейна, самого Виктора Франкенштейна, его слугу Игоря, доктора Джекила/мистера Хайда... Не обессудьте, если вдруг кого-нибудь забыл. И вот вся эта большая и не дружная шобла танцует пред нами такой боевой канкан, по сравнению с которым разборки с воскресшим Имхотепом в "Мумии" выглядят теперь словно передача "Спокойной ночи, малыши!", а то и вовсе не к столу будут помянутые "Телепузики".
***
В общем, да - иногда случается так, что на чернозёмной грядке мрачной "дракуловской" классики вырастают забавные тыквы наподобие вот таких неканонических сиквелов. Ругать "Ван Хельсинга" абсолютно не за что. В ответ на любой ваш критический наезд он сначала покажет вам язык, а затем побьет ваш аргумент картой своей фэнтезийности. Беспардонной, китчевой, насыщенной акробатическими трюками, либо вовсе откровенным дуракавалянием. Прямо как в той поговорке: "Ну что с дурака возьмешь кроме анализов, да и те даром никому не нужны". Впрочем, к "Ван Хельсингу" это относится лишь отчасти, ведь этот голливудский аттракцион - именно тот "дурак", за выкрутасами которого следить весело и совсем не скучно. Потому что, чёрт возьми, его же смастерил сам маэстро Стивен Соммерс, а он в те годы был крут, фантастичен, ироничен и фонтанировал спецэффектным экшеном неизменно высокой пробы.