После 1910 года в США стало интенсивно развиваться строительство подводных лодок. Одни из самых многочисленных были субмарины серии S. Всего было заказано 50 субмарин, но на воду спущено только 41 судно. По тем временам данный проект являлся вполне удачным. На некоторых судах конструкторы пытались размещать самолеты-разведчики, однако впоследствии от этой идеи отказались.
Многие из таких подводных лодок приняли участие во Второй Мировой Войне.
Одна из субмарин этой серии под командованием капитана Чарльза Кука проходила ходовые испытания в 1920 году в северном районе Атлантического океана.
После проверки всех систем и механизмов экипажу оставалось лишь отработать технику экстренного погружения. При этом необходимо было вручную задраить клапан главной вентиляционной системы. Однако матрос, ответственный за данную операцию по какой-то причине не смог ее выполнить. При погружении вода через воздуховоды затопила почти все отсеки. Пока перекрывали все необходимые клапаны, судно набрало огромное количество воды и погрузилось на дно в шестидесяти метрах от поверхности.
Больше всего пострадал первый отсек, где были расположены торпедные аппараты. Он был полностью заполнен водой. В те времена существующие средства связи не могли обеспечить подачу сигнала SOS с такой глубины. Моряки для подачи сигнала приняли очень нестандартное решение. К телефонному аппарату внутренней связи был подключен длинный кабель.
Телефон помещен на аварийный буй и отправлен на поверхность. Таким образом впервые в истории на водной глади океана зазвонил телефон. Аппарат работал в течение десяти часов. Однако буй никто не видел, а звонка, кроме чаек, никто не слышал, т. к. район бедствия находился вдалеке от судоходных трасс. Тогда капитан принял единственное верное решение — поставить корабль вертикально, кормой вверх. Длина субмарины составляла семьдесят метров, поэтому была вероятность того, что выступающую над водой корму кто-нибудь увидит.
Основная опасность при таком маневре — это кислота из аккумуляторных батарей, пары которой в случае утечки могли отравить экипаж. К счастью, этого не произошло. Благодаря слаженным действиям команды уникальный маневр был осуществлен, и субмарина встала вертикально кормой вверх. Весь экипаж (28 человек) собрался в кормовом отсеке. Спасение пришло через двое суток. По чистой случайности рядом с местом трагедии проходило военно-транспортное судно.
Сначала с корабля заметили сигнальный буй со звонившим телефонным аппаратом, а затем и корму субмарины.
К сигнальному бую была направлена шлюпка с несколькими матросами. Один из них был немало удивлен, когда снял телефонную трубку и на другом конце провода услышал голос капитана субмарины. Моряки с военно-транспортного судна смогли проделать в корпусе подводной лодки необходимое отверстие и все подводники были спасены. Последним аварийное судно, как водится, покидал капитан Кук.
Через некоторое время аварийную субмарину попытались отбуксировать в порт назначения, однако попытка не удалась и лодка все равно затонула. В настоящее время она вызывает интерес у дайверов.
Спустя два десятка лет Чарльз Кук будет командовать линкором «Пенсильвания» и станет свидетелем атаки японских ВВС на Перл-Харбор.
После войны он получит звание адмирала.
Друзья, если вам понравилась статья, посмотрите другие наши материалы.
Будем рады, если оцените статью или подпишетесь на наш канал.