Найти тему

Старость - не радость, а время для планирования будущего

Принимал косвенное участие в создании программы по развитию гериатрической службы. Отсюда и появились некоторые мысли.

По самой программе – для медицины это нормальный проект. Есть специфическая категория пациентов – создается новая служба. Выделяется и осваивается бюджет. В чем-то, действительно, станет лучше. Бабушкам будет к кому приходить поговорить. И процедуры тоже полезны.

Но проект показывает и ограниченность нашей медицины и нашей системы здравоохранения. Подобную той, что научились лечить инсульты дорогостоящими средствами, а продавить алкогольное лобби и изменить извращенную праздничную культуру народа – не в силах.

Похожая ситуация с гериатрией. У пожилого возраста, безусловно, есть медицинские особенности и нужно их знать и учитывать, но главная проблема выходит за пределы медицины, и медицине остается лишь протезировать последствия либо оказывать паллиативную помощь.

Главная проблема пожилого и старческого возраста – потеря смысла жизни. Так и не понятно – зачем людям жить (или доживать) в «Доме счастливой старости»? Значение этого возрастного периода каково?

Если на этот вопрос ответить, если смысл найдется – большая часть возрастных проблем уйдет. Это как мой тесть – когда он садился за руль – то сразу начинал и слышать, и видеть, и резвость появлялась.

Для чего жить старикам? Почему старость раньше была в таком почете? Потому, что она была хранительницей опыта. Человек пожил – и он знает, как жить, как дожить до таких лет. Если эту функцию вернуть старости – то и старики будут счастливы, и молодым будет польза. Но это выходит за рамки медицины.

Я бы старикам дал инструменты для общения с молодежью. И вот как ни крути – это во многом навыки Школы журналистики. Я в ней учу и понять собеседника, и донести свою мысль до аудитории, и техническим средствам журналиста, и навыкам поиска информации в интернете, и поведению перед камерой.

Но не только это. Задача старости – проанализировать прожитую жизнь (свою и общества) и выявить, что в своих убеждениях и алгоритмах поведения способствовало процветанию и радости, а что – вело к горю и разрухе. Такая своеобразная работа над ошибками после написания диктанта жизни. Это подведение итогов способно нейтрализовать действие разрушительных убеждений и алгоритмов – как в культуре, так и в эгрегорах рода и общества в целом. Это очень важная задача, потому что иначе эти убеждения и алгоритмы будут снова и снова и проявляться в жизни последующих поколений. Интуитивно старики чувствуют необходимость подведения итогов – отсюда тяга к написанию мемуаров, к воспоминаниям. Но это должны быть особого рода мемуары –не оправдать себя перед обществом, а честно обнаружить корни проблем и успехов. И здесь нужна уже Школа мемуаристики (кто-то боится и не умеет писать), а может и Школа аналитики (это своеобразное мышление и ему тоже надо научить).

Если рассматривать идею реинкарнации, то работа над ошибками – это создание наиболее хороших условий для будущего воплощения. Потому, что если человек из жизни ничего не понял и выводов не сделал – с чего ему ожидать других возможностей в следующей жизни. На месте Провидения я бы дал ему возможность пройти материал в школе жизни еще раз. То есть, если я прав, то осознание ошибок отменяет карму. У кармы нет другого назначения, кроме указания на ошибки алгоритмики.

Последний раздел, конечно, не укладывается не только в рамки медицины, но и в целом сегодняшней науки. Видимо, придется его развивать, создав соответствующий курс в рамках ВЕДЫ ГУМАНА - университета человечности.

Продолжение темы - https://youtu.be/gcfGacxejMI