С 1905 по 1941 год Курильские острова словно выпадают из общественного внимания. Только узкие специалисты по истории русско-японских отношений могут рассказать, как протекала жизнь на этих забытых Богом территориях.
Больше нам известно о связях России с Японией после Портсмутского мирного договора, во время Первой мировой и Гражданской войны. И, конечно же, о «второй русско-японской войне 1938-1939 годов». Однако все эти события в той или иной степени повлияли на судьбу Курил. Образно говоря, за их возвращение в Россию проливали кровь и красные партизаны под Владивостоком, и советские пограничники у озера Хасан и реки Туманной. «В этот час решили самураи перейти границу у реки...».
В 1907 году Россия и Япония Общеполитической конвенцией (так называемое Соглашение Извольский – Мотоно), подписанной в Санкт-Петербурге 17 июля, подтвердили территориальное размежевание, установленное Портсмутским мирным договором. Зачем нужно было через два года вновь, «бегом», возвращаться к договору? Что изменилось?
Как ни покажется парадоксальным, изменилось отношение к России в Европе, что отразилось на её положении в Азии. Великобритания, союзница Японии в недавней русско-японской войне, и Франция, ссужавшая японцев деньгами, теперь нуждались в России как инструменте противодействия интересам Германии. Элиты Европы понимали, что столкновение с Германией рано или поздно неизбежно, а российские ресурсы в этом столкновении могут помочь в большой войне. Так оно, кстати, и произошло. Но активно действовать на политическом и военном фронте в Европе Россия могла, лишь обеспечив прочный тыл на Дальнем Востоке. Понимая российские обеспокоенности, Англия и Франция начали выкручивать руки уже Японии. Франция, например, отказала Японии в предоставлении нового займа. Сначала, мол, подпишите русско-японское соглашение в подтверждение территориального размежевания.
Япония испытывала в эти годы тяжелейшее финансовое положение, вызванное, в первую очередь, «победоносной» русско-японской войной. Но Японию не пришлось долго уговаривать не только в силу этих обстоятельств. Ещё с визита коммодора Перри и подписания первого японско-американского договора о мореплавании в 1854 году, японцы чувствовали себя ущемленными в отношениях с Америкой – практически, все договоры с США были неравноправными, в ущерб Японии. Соединённые Штаты после 1905 года не хотели реанимации русского влияния на Дальнем Востоке, и потому поддерживали японцев, своих вассалов, надеясь на новое столкновение с Россией. Однако вассалитет японцам, вероятно, надоел, и они, преодолев в значительной степени сопротивление американцев, подписали конвенцию с Россией 1907 года.
До подписания соглашения американцы ещё надеялись, что схватка России с Японией продолжится, и это остановит продвижение России на Дальнем Востоке. Американские монополии рассчитывали эксплуатировать богатства Китая, Кореи и российского Востока, угрожая России своим японским «цепным псом». Тем более, что экономика Японии в результате войны с Россией лежала буквально в руинах и её «послушность» у американцев не вызывала сомнений.
Но когда Соглашение Извольского – Мотоно было подписано, Япония сочла, что у неё развязаны руки. Теперь она уже не собиралась идти в фарватере американской дальневосточной политики. Она отказалась от обещаний предоставить американцам режим наибольшего благоприятствования в Южной Маньчжурии, захваченной в результате русско-японской войны. Более того, начала активно выдавливать из контролируемых территорий Дальнего Востока иностранные компании, в том числе, американские. Можно представить негодования президента Рузвельта, лауреата Нобелевской премии мира за Портсмутский договор...
На первый взгляд, Соглашение 1907 года – документ, место которому – в архиве сразу после подписания. По сути это две небольших статьи. Признавая нерушимыми все положения Портсмутского договора, в первой статье каждая из высоких договаривающихся сторон обязывалась «уважать существующую территориальную целостность другой и все права, вытекающие для той и другой стороны из действующих трактатов между ними и Китаем». Во второй статье «высокие договаривающиеся стороны признают независимость и целость территории Китайской империи и принцип общего равноправия (opportunite egale) по отношению к торговле и промышленности всех наций в этой империи...».
И всё. Стоило ли городить огород? Ну, признали, что у России и Японии есть интересы в Китае. Так это и раньше не было секретом. Недаром соглашением было разочаровано российское «общество», а японские радикалы призывали отозвать посла Мотоно Итиро из России. Тогда общественность не знала, что в соглашении было ещё четыре секретных статьи и дополнение.
Вот начало первой секретной статьи: «Принимая во внимание естественное тяготение интересов, политической и экономической деятельности в Маньчжурии и желая избегнуть всякие осложнения, которые могли бы возникнуть из соревнования, Япония обязывается не искать за свой счёт или в пользу японских или иных подданных никакой железнодорожной или телеграфной концессии в Маньчжурии к северу от линии, установленной дополнительной статьёй к настоящей конвенции...». А вот начало второй статьи: «Россия, признавая отношения политической солидарности между Японией и Кореей, вытекающие из конвенций и соглашений, ныне имеющих силу между ними, копии коих были сообщены российскому правительству японским правительством, обязывается не вмешиваться и не чинить препятствий дальнейшему развитию этих отношений...».
В дополнительной статье Россия и Япония обозначили границу между Северной и Южной Маньчжурией, то есть водораздел между сферами своих интересов. И эта граница останется неизменной почти сорок лет! В «Истории Японии» по этому поводу сообщается: «Россия уменьшила угрозу своим дальневосточным районам и развязала себе руки на западе, а Япония получила возможность разыгрывать «русскую карту» в своем противодействии американской экспансии». Именно в эти годы на тихоокеанском побережье нашей державы стремительно развивался порт Владивосток, и в случае нового противостояния с Японией его развитие ставилось под большой вопрос...
По соглашению 1907 года японцы получили возможность действовать в Корее, как им заблагорассудится. И этой возможностью они воспользовались сполна – корейцы до сих пор вздрагивают при одном упоминании Японии. Этот ужас пришёл на корейскую землю не во Второй мировой войне, как обычно считается, а гораздо раньше. С этого соглашения, по сути, а не с победы Японии в русско-японской войне, начинается путь Страны восходящего солнца в великие державы. Кровавый и мерзкий, надо заметить, путь, где на первых шагах японский милитаризм и национализм поддержала под ручки именно Россия.
До утверждения советской власти японцы подписали с Россией ещё три важных договора. Но об этом в следующей публикации.
Продолжение следует
Вячеслав Сухнев
История Японии. Т.2. 1868-1998. Ответственный редактор А.Е. Жуков. – М.: Институт востоковедения РАН, 1998.
Павлов Д. Русско-японские отношения в годы Первой мировой войны. – М., «РОССПЭН», 2014.
Сухнев В. Курильское ожерелье. – Литературная Россия, 06.03.1990.
https://interaffairs.ru/news/show/12110
https://rusidea.org/25090503
http://nvo.ng.ru/history/2000-09-29/5_ishod.html
Northern territories in International Relations // Japan Review in International Relations. 1988. Vol.1
http://a-g.site/articles/188-mezhdunarodnye-otnoshenija-japonija-i-sovetskii-soyuz.html
http://statehistory.ru/1919/Okkupatsiya-Severnogo-Sakhalina-i-yaponskie-kontsessii/
https://history-is.jimdo.com/-1939/
http://statehistory.ru/1952/Drugie-sekretnye-protokoly-Sekretnye-prilozheniya-k-russko-yaponskim-konventsiyam-1907-1916-godov/
http://funtema.ru/blog/cities/10337.html
Если не против, ставьте лайки. Спасибо!