Ему говорят: «Включи тормоза!»
Для «гипера» это непросто. Он не умеет сдерживаться по ситуации. И его не в состоянии мобилизовать ни чувство долга, ни приличия, ни стыда, ни уважения к взрослым.
Нам, работающим с такими детьми, надо это понимать.
Двигательная и звуковая активность буквально «взрывает» его. Это сильнее, нежели любое противодействие.
В замечательном рассказе О. Генри «Вождь краснокожих» как раз о таком весёлом малыше «без тормозов».
Двое авантюристов Сэм и Билл похитили сына полковника Дорсетта в надежде получить выкуп две тысячи долларов.
Однако мальчик с восторгом отнёсся к этому приключению и, назвав себя «вождь краснокожих», предложил поиграть в индейцев. Малыш чуть не снял с Билла скальп, да и вообще настолько усложнил жизнь разбойников, что они даже снизили сумму выкупа. А потом и вовсе бесплатно пытались избавиться от пацана.
Но не вышло.
В результате за то, чтобы полковник согласился забрать своё беспокойное чадо, им пришлось выложить 250 долларов. И то вернуть только ночью, чтобы соседи не возмутились возвращением малолетнего хулигана.
Сбагрив парнишку, они бежали так, как не бегали никогда в жизни. Только бы тот не догнал их. Они ведь не доиграли в такую весёлую игру!
Почему же тормоза «гипера» не срабатывают?
…Если вы будете назойливы по отношению к кошке, она вас царапнет. Если ударите собаку – она укусит. В мозге животных происходит мгновенный импульс «действие-противодействие». У них инстинкт, нет потребности размышлять: стоит ли это делать.
Возможно, правда, привитие условных рефлексов: хозяина не кусать, за агрессией следует наказание и т.п. Но, в общем и целом, всё просто – на уровне инстинкта.
В отличие от животных люди наделены регуляторами поведения, располагающимися в лобных и предлобных долях мозга. Они руководят функциями речи и памяти в других частях мозга. С их помощью мы рассматриваем варианты развития событий, подключаем предшествующий опыт действий, прогнозируем, что выйдет, если…
Эти регуляторы отвечают ещё за многое другое.
Именно с ними у гиперактивных детей проблемы.