Найти в Дзене

Серебряная калоша Евровидения

Серебряная калоша Евровидения

Галарина

Когда-то вся наша страна любила фестивали эстрадной песни в Сопоте и Зеленой Гуре, далеких польских городах, потому что наши артисты там побеждали – Роза Рымбаева, Анне Вески, Надежда Чепрага. Потом вдруг мы узнали о Братиславской Лире – конкурсе в Чехословакии, когда там победил Александр Серов. Если наши артисты ездили на конкурсы и занимали последнее место, о таких фестивалях мы и знать не хотели. Страна была у нас тоталитарная, и единственный фестиваль, на котором наши не занимали никаких мест, и даже не участвовали, но который смотрела вся страна, ибо транслировали по телевидению, был фестиваль итальянской песни в Сан-Ремо. И именно благодаря фестивалю в Сан-Ремо я могу смотреть конкурс Евровидения, даже когда в нем наши не побеждают и даже когда не участвуют.

Победа не всегда есть абсолютный гарант качества, ведь бывает, что артист пришелся ко двору, угадал с репертуаром, потрафил вкусу собравшихся именно здесь и сейчас. А бывает, что артист не угадал с репертуаром для этого места и времени, поразил новизной и свежестью, и за это был тихонечко отсеян в процессе – кто-то раньше, на отборочных, кто-то на последних этапах. А еще бывает политическая подоплека. Но я лучше об артистической и музыкальной стороне пофилософствую.

Наступила время «Евровидения 2017». И ролики участников посмотрела и живые выступления. И охватила меня лихорадочная волна сравнений. Помните, О.С.П-студия давала приз «Серебряная калоша» за самые сомнительные достижения в шоу-бизнесе. Обычно там была ядреная ирония и сатира на убогий плагиат и стремные тексты российских хитов. Естественно, делались сравнения оригинала и подражателя, например, Стас Михайлов получил «Серебряную калошу» за песню «Живой», подозрительно похожую на песню Элто-на Джона «Sorry by». Так вот почти каждому участнику Евровидения можно было вручать «Серебряный валенок», потому что они были на кого-то похожи, на кого-то из далекого прошлого. Участник из Италии вызвал ностальгию по Челентано, девушка из Латвии могла бы солировать в «2 Unlimited», украинская рок-группа так напомнила незабвенного Bon Jovi. Артисты пели прекрасно, но шквал сравнений все роился и роился в моем насыщенном музыкальными воспоминаниями мозге.

И на выступлении француженки произошло понимание, почему такой старомодный репертуар, манера, звук – все из девяностых, а то и восьмидесятых: Европа хочет вперед в прошлое. Отчаянно хочет в прошлое. Германия хочет обратно к СиСИ Кетч, а Нидерланды вернуть времена «Бони М» – даже костюмы на женском трио были из той эпохи, только Бобби Фаррел так и не выбежал танцевать и не взбодрил современную нудятину. Можно было практически каждому артисту с ходу, не прилагая усилий, найти аналог в прошлом. Даже Турция и далекая Австралия оказались неоригинальны.

После такого озарения я начала искать тех артистов, кто покажет мне то, что происходит здесь и сейчас. Произнеся фразу «Ну, надежда только на цыган», щелкнула на румынский ролик. И получила уникальный тирольский йодль и задорный рэп в исполнении дуэта Илин-ки и Алекса Флоря. А образ цыганского барона все-таки витал над венгром Йоци Папаем, когда он готовил свой номер – ментик с позументами, какой-то бидон как ударный инструмент, пронзительная скрипка и опять-таки рэп на венгерском языке!

А ведь многие участники пели не на родном языке, а на английском. Да, на хорошем, без акцента, но чужом языке. И кажется, что первое место португалец Сальва-тор Собрал, очаровательно шепчущий ретро-джаз, присыпанный нафталином, получил за чувство, которое человек может передать только когда поет на родном языке. Сальватор и его португальский, эти особенные звуки, такие шелестящие и серебряные, невозможные при исполнении на другом языке, впечатлили слушателей из разных стран.

Второе место занял болгарин Кристиан Костов, когда-то участник российской версии «Голос. Дети», – было приятно, что ребенок вырос и даже попал на большую сцену, хотя нудная баллада на английском не впе-чатлила ни разу.

Третье место порадовало – шикарный, яркий, энергичный танцевальный номер молдавской группы «SunStroke Project» заслужил свою порцию аплодисментов. Хорват Жак Жудек поразил не только костюмом, сшитым из половинок смокинга и косухи, но эквилибристикой на голосовых связках. Какими разными манерами пения он владеет и стремительно меняет диапазоны с баса на тенор, с баритона на фальцет, с оперного пения на эстрадное! Воистину – это вокальная феерия. Хотя, конечно, это фокусничество, а не песня, способная стать хитом.

Песню, которая мне понравилась, можно слушать и переслушивать, ее спели ребята из Беларуси – группа «NaviBand». И, наконец, стоит упомянуть черногорца Славко Ка-лезича, могу предположить, что экстравагантный горец запомнился своим клипом всем взрослым зрительницам. Самая большая досада на Евровидении то, что на символике мы видим много звезд, а в итоге только звездная пыль поблестит денек и осядет на дне информационного моря. А еще жаль, что нацотбор во многих странах чаще всего выбирает не яркое, национальное, родное, а усредненное клише, состоящее из английского языка (посредственного текста на нем) и завываний, призванных показать диапазон голоса. Причем голоса есть – и какие! – у грузинки Тако Качечиладзе, у сербки Тияны Богичевич – просто великолепные, но, слушая их англоязычные песни на Евровидении, сразу проводишь аналогии с Уитни Хьюстон и Селин Дион, их самих не запоминая.

Стать подлинной, несравнимой ни с кем звездой не просто, даже выиграв Евровидение, но не надо стесняться презентовать всему миру свою страну и свой язык. Сальватор Собрал попробовал остаться португальским певцом и забрал главный приз.

#критика #литература #книги #газетаистоки #уфа #краеведение #башкирия #кино #психология #евровидение