Найти тему
МОЁ! Online. Воронеж

«Вертолёт купить было дорого, поэтому собрал сам»

Оглавление
Фото Анны КИРЕЕВОЙ
Фото Анны КИРЕЕВОЙ

Пенсионер Валентин Зыбин своими руками построил вертолёт и готовится к полёту

Валентину Зыбину недавно исполнилось семьдесят лет. У него крепкий дом, ухоженный сад, приличная пенсия, крепкая семья, трое детей и семеро внуков — что ещё надо человеку, чтобы встретить старость? Нужен ему вертолёт, чтобы летать над родными полями и лесами.

Начал с трактора

Родом Валентин Викторович из Ивнянского района соседней Белгородской области, работать начал в 14 лет. С детства мечтал о небе, хотел стать лётчиком, но жизнь складывалась иначе. После сельскохозяйственного техникума работал трактористом, стал бригадиром.

С техникой Валентин ладил. Когда занял первый руководящий пост — главного инженера в колхозе имени Фрунзе, — то и у руководства на хорошем счету был, и с подчинёнными находил общий язык. «Начальник, а работает лучше тракториста!» — удивлялись селяне. Поэтому и уважали, и за советом шли, и работали на совесть.

Из колхоза пришлось уволиться, потому что дорога на работу занимала слишком много времени. Стал в учебном комбинате готовить будущих трактористов, но встретил прежнего начальника — знаменитого на всю страну дважды Героя Соцтруда Василия Яковлевича Горина, и тот ему сказал: «Педагогика — не твоё, заскучаешь, тебе на производство нужно, в колхоз».

Хобби у Валентина Викторовича — полный улёт!
Хобби у Валентина Викторовича — полный улёт!

Работал на земле, но мечтал о небе

В 1991 году Зыбин окончил Волчанский филиал Запорожского училища лётчиков ДОСААФ. Диплом получил экстерном, полный курс обучения составлял три года, а он управился за год. Но и с дипломом в небо не поднялся — работать продолжал в сельском хозяйстве, надо было семью кормить: жену и троих детей — тогда у Валентина уже было двое сыновей и дочка.

В это время Валентина Викторовича направляют работать на Украину в Харьковскую область председателем колхоза, он и там с коллективом сработался. Председатель мечту о небе не оставлял, в любую свободную минутку мчался в Харьковский авиационный спортивный клуб, продолжал учиться летать. Отработав пять лет в Харьковской области, вернулся на родину.

Когда Валентина Викторовича назначили директором совхоза в Белгородской области, по его инициативе на базе совхоза создали авиационно-технический спортивный клуб ДОСААФ. Был построен и небольшой аэродром, всё зарегистрировано в необходимых инстанциях. Клубу были переданы самолёты: два Ан-2, ­ПЗЛ-104 «Вильга-35», два ­Як-52, три вертолёта Ми-2. Тут-то и пригодился генеральному ди­ректору и диплом лётного училища, и занятия в авиаклубах.

— На самолётах мы катали ветеранов и школьников в праздники, учили детей прыгать с парашютом — рассказывает Валентин Викторович. — Не раз приходилось мне за штурвал садиться, как-то даже подсолнечник у Горина обрабатывал.

Наша корреспондентка пришла в восторг от самодельного вертолёта
Наша корреспондентка пришла в восторг от самодельного вертолёта

«Чайка» скоро взлетит

Когда Валентин Викторович вышел на пенсию — заскучал. Вроде и по хозяйству всё успевал переделать. А на диване лежать не привык.

— Решил вертолёт купить — давно о нём мечтал. Но посмотрел на цены в интернете — около 7 миллионов рублей просят за технику в плачевном состоянии, — вспоминает лётчик. — И тогда решил построить вертолёт сам.

Самым дорогим оказался мотор от автомобиля ВАЗ-2109, он обошёлся конструктору в 4 000 рублей. Кабину вертолёта взял от двухместного самолёта «Бекас». Лопасти с размахом 7,6 метра купил в Сочи, они остались от американского вертолёта, который вышел из строя. Для того чтобы их привезти, конструктору пришлось придумать устройство, которое он прикрепил к автомобилю. И довёз лопасти сам — за полторы тысячи километров.

Чертежи Зыбин сделал самостоятельно. Своими силами подгонял и детали, благо за каждый станок стать может. Случается, с женой обсуждает нюансы конструкции, она в технике разбирается. Из сыновей старший помогает, и ребята из СТО, расположенного неподалёку, заглядывают с интересом.

Сборка вертолёта заняла почти год. Сейчас конструктор проводит первые испытания. Говорит, доработать осталось совсем немного — конструкция в целом его вполне устраивает.

На носу у вертолёта — имя «Чайка». Когда Валентин Викторович завершит строительство вертолёта, планирует зарегистрировать его:

— Будет оформляться и регистрироваться согласно законодательству РФ как единичный экземпляр воздушного судна самостоятельной постройки.

Еще больше интересных историй у нас!