В так называемых законах Ману, древнеиндийском правовом трактате, приводилось ряд правил, согласно которым нужно было выбирать себе жену.
Главными двумя правилами было: жена должна быть из той же касты и не являться родственницей. Индийские медики даже в древности были довольно прогрессивными и понимали, что в родственных браках рождаются дети с психическими и физическими отклонениями.
Собственно, по этой же причине индусам запрещалось брать в жены девушку, у которой был неизвестно кто отец, ведь теоретически они могли оказаться родственниками…
Большое внимание уделялось здоровью будущей жены и вообще всей ее семьи. Индусы понимали, что если в семье потенциальной невесты кто-то болен инфекционным заболеванием, оно рано или поздно проявится и у благоверной, а она заразит его и их детей.
По этой причине никогда не брали в жены женщин из семей, где была чахотка (туберкулез), пусть даже девушка пока вроде как была здорова (туберкулез может проявиться не сразу), проказа (заболевание с очень длительным инкубационным периодом).
Также уделяли внимание разного рода отклонениям, которые не были заразными, однако считались признаком того, что с невестой не все хорошо, и она может передать свою плохую наследственность детям.
К таким отклонениям относилось, например, наличие шестого пальца или обильный волосяной покров там, где его у женщин не должно быть (на лице, щеках). Такую женщину никто бы не взял в жены, какая бы она не была красивая и трудолюбивая.
Также, видимо во избежание плохого ведения хозяйства и недосмотра за детьми, старались не брать в жены женщин, страдающих хроническими заболеваниями, например, проблемами с желудком, кишечником, а еще — геморроем… Правда, не совсем понятно, как наличие последнего определяли. Ведь никаких близких отношений между молодыми людьми до брака быть не могло. Мать же могла и не знать о заболевании дочери, а сама девочка и не подозревать, что у нее есть такая проблема, да еще и из-за которой замуж не берут.
Не берусь утверждать, но, вероятно, обнаружение этого дефекта после свадьбы могло стать поводом к разводу. Вообще, разводиться в любых кастах имели право только мужчины. Женщины же должны быть терпеть своего мужа всю жизнь, даже если он был не очень хорошим человеком, обижал. А если он умирал, то женщину в лучшем случае выгоняли на улицу родственники мужчины. Она ничего от него не наследовала и не имела права больше выходить замуж. Ну а в самом худшем случае, если все-таки могла что-то наследовать (такое практиковалось в высших кастах) — родственники мужа силой ли, уговорами ли, понуждали несчастную уйти вместе со своим мужем в мир иной (совершить обряд сати). Об этом у нас есть интересный материал.
Но вернемся к вопросу выбора невест. Подозрительными индусам казались красные глаза у девушки. Но это было явление, к счастью, временное. А еще — редкие волосы на голове. Женское облысение было признаком болезней. Да так оно и есть, как минимум ей не хватало железа. А недостаток железа у будущей матери— причина рождения слабых детей. Да и вообще, лысеющая женщина не радовала взгляд мужа, что мешало ему производить потомство. Это тоже не соответствовало законам Ману.
Ценились девушки с правильным телосложением, красивыми чертами лица, пышными волосами, здоровыми зубами, скромные, хозяйственные и с красивой походкой. Кстати, красивой походку считали, как у слона или лебедя. Так написано в законах Ману.
Еще одной причиной не брать женщину замуж было плохое имя. Нельзя было брать в жены девушек, носящих имя реки, дерева, созвездия, а еще устрашающее, ассоциирующееся с нечистой силой. Самое интересное, что эти законы знали все индусы. Так зачем некоторые из них давали своим дочерям подобные имена, из-за которых их потом не брали замуж? Загадка...
Сейчас у индусов имена тоже играют большую роль. Самые нежеланные дочери получают унизительное имя Никоши. О том, что оно значит и про его несчастных носительниц читайте в этой статье.