Ранее я рассказал о танковых потерях армии США в ходе операции «Буря в пустыне». Тогда было подбито и уничтожено только два десятка «Абрамсов», но большая часть машина оказалась потеряна при весьма интересных обстоятельствах. Почитать истории этих «Абрамсов» можно ТУТ.
Сегодня же речь пойдёт о второй американской войне в Ираке - операции «Иракская свобода». Она началась рано утром 20 марта 2003 года и закончилась уже через полтора месяца. Однако в этот раз американцы решили остаться в Ираке, что привело к началу партизанской войны, которая растянулась на 8 лет, а её отголоски слышны и сегодня.
Интересно, что точных данных о потерях американской техники в Ираке нет и по сей день. Правительство США держит эту информацию в тайне, поэтому подсчёт ведётся по фотографиям и рассказам американских солдат.
Как бы то ни было, но первую потерю «Абрамсы» понесли по старой американской традиции - от «дружественного огня».
На фото машина из состава 1-го батальона 1-й дивизии Корпуса морской пехоты США. В описаниях к этим фотографиям часто указывают, что танк стал жертвой попадания из РПГ-7. Логика понятна - прицельный выстрел в борт в район моторного отделения. На деле же история куда более интересная.
Утром 20 марта американские танки выдвинулись на ирако-кувейтскую границу. В их задачу входило предотвращение возможного контрудара Багдада по Кувейту. С воздуха наземные силы прикрывала группа вертолётов AH-1. Они регулярно совершали пролёты вдоль границы, с высоты отслеживая действия противника.
Когда над пустыней начали сгущаться сумерки, один из пилотов потерял ориентацию в пространстве и перепутал с какой стороны границы Ирак, а с какой - Кувейт. Увидев впереди группу танков, он принял их за передовые силы иракцев и открыл огонь ракетами Hellfire.
«Абрамсы» спасло то, что попутно пилот потерял ориентацию и в кабине, неизвестно зачем выпустив по бронированным целям ракеты с осколочно-фугасными БЧ. Тем не менее, одна из ракет попала точно в цель. Броню пробить, конечно, она не смогла, но повредила бортовые экраны и ходовую часть. По крайней мере, так оценивает урон официальная версия. Однако, после эвакуации столь легко повреждённый танк был пущен на запчасти, а корпус отправлен обратно в США.
Представленные выше танки входили в состав 7-го кавалерийского полка 3-й пехотной дивизии. 23 марта 2003 года подразделение подошло к городу Эн-Наджав. По заданию командования, танки должны были обойти населённый пункт с востока. Всё шло по плану, пока не поднялась пещаная буря. При практически нулевой видимости группа нарвалась на засаду.
Первой шла машина B24 (92). С правого фланга в башню прилетело сразу две гранаты из РПГ-7, но броня выдержала. Однако следом прилетела ракета из ПТРК «Корнет» российского производства. Следом «Корнет» вскрыл второй танк колонны за номером B23 (91). После успешной атаки иракцы отступили под прикрытием бури.
По крайней мере такую версию выдали американские журналисты, когда появилась информация об уничтожении сразу двух «Абрамсов» обычной пехотой. Позже выяснилось, что «Корнетов» в Ираке не было в принципе. Также американские военные, участвовавшие в операции, утверждали, что противник не использовал ПТРК.
На деле же оказалось, что колонна «Абрамсов» действительно попала в засаду под Эн-Наджавом. Вот только B24 также стал жертвой «дружественного огня». В буре наводчик 25-мм автопушки БМП «Бредли», двигавшейся в хвосте, дал очередь по своему же головному танку. Снаряды попали в самое уязвимое место - корму. От рикошетов загорелся двигатель и танк заглох.
Механик-водитель шедшего следом B23 не увидел, что головная машина встала и врезался в неё, потеряв при этом сознание. Остальной экипаж решил, что танк подбит и покинул машину. Пламя с первого танка перекинулось на второй, в результате чего случайная очередь уничтожила сразу два танка.
Фотографий следующего «Абрамса» с личным именем Hermes в Сети нет, но погиб он при необычных обстоятельствах. 25 марта колонна машин 1-го батальона 1-й дивизии КМП США двигалась к Евфрату. На берег реки она вышла уже ночью, к тому же поднялась песчаная буря.
Мост, указанный на картах, оказался недостроенным и в стороны были отправлены разведчики. Вскоре переправу удалось обнаружить и колонна двинулась в её направлении. Однако на месте выяснилось, что нет замыкающего танка.
На его поиски отправили группу разведчиков. Утром они обнаружили, что по непонятной причине экипаж замыкающего «Абрамса» не свернул вслед за колонной, а поехал по недостроенному мосту. В десятке метров от берега танк упал в реку. При падении машина перевернулась и легла на дно люками.
Случались и совсем курьезные инциденты. На фото выше «Абрамс» из состава 64-го полка 3-й пехотной дивизии. Разрушение ходовой - итог вовсе не мины или фугаса. У танка оторвалось сразу три катка в результате движения по пересечённой местности. Техника просто не выдержала.
На фото выше, пожалуй, один из самых известных «Абрамсов», уничтоженных в ходе операции «Иракская свобода». Машина возглавляла наступление 2-й бригады 3-й пехотной дивизии на хорошо укреплённую базу «Сайнт».
В определённый момент боя в танк прилетела очередь из крупнокалиберного пулемёта. Броне вреда причинить она не могла, но несколько пуль попали в кормовую часть башни, где находится так называемая корзина. Там хранятся дополнительные боеприпасы для пулемёта, запасы воды и личные вещи танкистов. Также там расположена дополнительная энергоустановка.
Она то и загорелась от пулемётной очереди противника. Вскоре сдетонировали коробы с пулемётными лентами и бак с топливом для самой установки. Горящее топливо потекло в моторный отсек, что привело к возгоранию всего танка.
На этом примечательном эпизоде первая часть «Иракской свободы» заканчивается, продолжение последует в ближайшие дни.