Найти тему
Александр Рихау

Землетрясение в Ашхабаде, 1948 год. Рассказ очевидца. Часть 1. Землетрясение.

Эту историю мне в детстве часто рассказывала моя бабушка, которой посчастливилось выжить в той катастрофе. На момент этих событий она, 15-летняя девушка, училась в медицинской школе города Ашхабада (столица Туркменской ССР) и жила в женском общежитии. История довольно страшная, поэтому с детства отпечаталась у меня в голове. На момент написания этой статьи бабушка жива (скоро ей исполнится 86 лет).

70 лет назад, осенней ночью с 5 на 6 октября 1948 года, она проснулась от какого-то шума и от того, что в комнате нечем дышать. Открыв глаза, неожиданно за клубами пыли увидела ночное небо, и первой мыслью, промелькнувшей в голове была: "Бомбят! Опять война! Неужели опять война!"

Дело в том, что кровати в комнате стояли под несущими балками у стен, а в центре комнаты стоял стол, к которому и бросились остальные девчонки, проснувшись от первых подземных толчков. Рухнувшая крыша (комната находилась на последнем 4-ом этаже общежития), придавила их обломками. Бабушка первые толчки не почувствовала. "Проспала смерть" - шутила она. Каким-то чудом под обломками не оказалась ещё одна девушка - Машка. Моя бабушка вместе с ней сначала бросились к завалу, чтобы помочь своим соседкам, но при попытках начать растаскивать доски из-под них стали раздаваться крики боли. Тогда девушки принялись спасать свои жизни.

На тот момент в здании начался пожар; лестница, ведущая вниз, обвалилась, так что спускаться вниз пришлось по наклонной деревянной балке, к которой крепились ступени. "В одной ночной рубашке и трусиках я поехала по ней, как по детской горке, занозы из ног и попы потом ещё долго доставала!" На третьем этаже было окно, из которого выпрыгнула Машка, а бабушка, которая побоялась прыгать, продолжила выбираться из горящего здания. "Я в жизни так не бегала, как тогда. Отовсюду летели горящие деревяшки, дышать было нечем, но я, кажется, за несколько секунд преодолела оставшиеся этажи и выскочила на улицу".

Город в руинах.
Город в руинах.

На улице уже были другие спасшиеся - ученики и ученицы мед. школы. Машка тоже была среди них. Кучка раздетых ребят и девчонок, которых катастрофа застала во сне, отправились подальше от горящих и обрушающихся зданий. "Помню, как одна из девочек отошла пописать под какую-то кирпичную стену, оставшуюся от какого-то дома, в этот момент произошёл ещё один толчок, стена рухнула прямо на неё." Так землетрясение продолжало забирать жизни. "На земле образовались волны, как на море, улицы и дороги напоминали бушующий океан - жуткое зрелище".

Ашхабад, 1948 год.
Ашхабад, 1948 год.

А дальше началась история ещё одного выживания в Ашхабаде, разрушенном городе, среди мародёров и насильников, без еды и одежды, без документов и возможности уехать к маме в Байрам-Али (375 км от Ашхабада), которая каждый день встречала поезда из столицы, привозившие в первую очередь раненых. "Когда я наконец приехала к маме в Байрам-Али, то на вокзале меня встретила совершенно седая женщина, не потерявшая надежды увидеть дочь живой".

Памятник жертвам землетрясения в современном Ашхабаде.
Памятник жертвам землетрясения в современном Ашхабаде.

Это моя первая статья, если вы нашли её интересной, то сообщите мне об этом, я напишу продолжение...