Проверка охлаждающей жидкости
Система охлаждения многих автомобилей заправляется незамерзающей жидкостью ‒ антифризом. При длительной эксплуатации он постепенно теряет свои свойства, поэтому перед началом зимнего периода эксплуатации требует контроля основных параметров для недопущения кристаллизации в радиаторе и рубашке охлаждения силового агрегата. Главное требование, которому должен соответствовать антифриз ‒ не превращаться в гелеобразное состояние при низкой температуре.
Контроль уровня охлаждающей жидкости
Охлаждающая жидкость (ОЖ), циркулируя в системе двигателя, подлежит естественному испарению, поэтому требует периодической проверки уровня и при необходимости доливки. В зимнее время года активно используется отопитель салона (автомобильная печка) и нагрузка на систему возрастает. Опасный как низкий, так и чрезмерно высокий уровень. При низком уровне антифриза температура поднимается до критического значения, кроме того, снижается эффективность обогрева салона. В случае излишка, в системе создается повышенное давление, вытесняющее избыток ОЖ через клапан в подкапотное пространство.
Контроль уровня выполняется с помощью расширительного бачка, в который осуществляется доливка технической жидкости. В моделях ранних годов производства уровень можно контролировать, открутив пробку радиатора. ОЖ должна покрывать верхние пластины. Количество антифриза проверяется на холодном автомобиле, так как горячая жидкость увеличивается в объеме. На расширительном бачке нанесены метки, соответствующие максимальному и минимальному значению. При отсутствии меток рекомендуется ориентироваться на середину бачка.
Плотность антифриза
Важным параметром ОЖ, влияющим на температуру кристаллизации, является плотность, которая зависит от процентного соотношения этиленгликоля (спирта) и воды. Кроме того, для получения омывающих и антикоррозионных свойств, а также для отсутствия налета на внутренних элементах в антифриз добавляются активные компоненты:
- присадки;
- красители;
- ПАВ;
- отдушки и прочие добавки, составляющие до 5%.
Для измерения плотности охлаждающей жидкости используется ареометр, представляющий собой колбу с резиновой грушей. Внутри находится поплавок со шкалой, по которой определяется плотность антифриза. Некоторые ареометры имеют температурную шкалу. Если набрать в такую колбу ОЖ, то можно сразу определить температуру ее замерзания.
Нормальная плотность антифриза составляет 1,069 ‒ 1,072 г/см.куб. При таком значении охлаждающая жидкость начинает кристаллизироваться при температуре минус 40 ºС. В случае снижения плотности до 1,051 г/см.куб жидкость может замерзнуть при минус 20 ºС, а при 1,034 г/см.куб при минус 10 ºС. Для приведения плотности ОЖ до нормального значения увеличивается концентрация этиленгликоля.
Замерзание ОЖ в системе охлаждения влечет серьезные повреждения блока цилиндров дорогостоящий ремонт. Контроль уровня и плотности антифриза в осенний период позволяет избежать кристаллизации при минусовой температуре.