Реклама алкоголя в России запрещена. Так ли это? Неужели нет законных способов продвижения алкогольной продукции?
Законные способы есть и их достаточно много. И мы в компании "Авторские медиа" помогаем алкогольным брендам продавать их продукцию законными методами.
PR-кампания
Яркая и запоминающаяся PR-кампания - это мечта любого производителя — просто, эффективно и вирусно. Давайте приведу пример. В 2014 году пиво Velkopopovicky Kozel устроили акцию с лозунгом «Чешские пивовары отправили в Москву плывущего козла». Они построили огромного 7-ми метрового козла и пустили его в плавание. Илья Варламов освещал это событие в своем блоге. Вот эти три статьи: первая, вторая и третья.
Ну и пошло поехало — эту новость подхватили многие московские и федеральные СМИ. Приятный бонус — по сути это была реклама, за которую телеканалам не заплатили ни копейки. Все это были их собственные редакционные материалы.
Продактплейсмент
Продактплейсмент в отличие от классической рекламы появился не так давно. Первое успешное применение продактплейсмента было в фильме “Инопланетянин” Стивена Спилберга. Рекламировались конфеты Reese’s Pieces. Продажи конфет тогда выросли чуть ли не на 100%. После этого успеха продактплейсмент стал появляться повсеместно.
Водка "Нефть"
По сути это не реклама, а целый фильм, в котором в какой-то момент появляется рекламируемый объект. Такой вид рекламы работает даже лучше, чем простая реклама. А все дело в том, что мы относимся к этому ролику не как к рекламе, а как к короткометражному фильму. В результате чего наши защитные механизмы отключаются и мы становимся более восприимчивы к адресованным нам сообщениям.
P.S. Кстати, ролик с рекламой водки Нефть набрал больше 40 млн. просмотров. Один из секретов — превьюшка с сиськами. В ролике может быть говноконтент, но если превьюшка с сиськами, то охват вам гарантирован. Это один из лучших способов продвижения любого ролика на Ютуб.
Виски William Lawson's
Мы участвовали в большой рекламной кампании бренда виски William Lawson's. На канале Большого Русского Босса было несколько видео, в которых так или иначе мелькала бутылка William Lawson's. Вот один из примеров — в какой-то момент на экранах появляется виски Lawson’s, однако, никакого рекламного посыла не следует, однако, зритель все и так поймет.
А кульминацией этой рекламной кампании был новогодний выпуск и челлендж "Дерни с лоусоном"
Винный напиток Santo Stefano
Ну и на закуску, пожалуй, один из самых бесцеремонных, но в то же время крайне удачных примеров — почти 20 млн. просмотров.
Реклама на ТВ
В преддверии Чемпионата мира по футболу наши законодатели разрешили рекламу безалкогольного пива и даже разрешили использовать образы людей. Ну и понятно, что на ТВ сразу же появилась реклама безалкогольного пива.
Безалкогольное пиво Hoegaarden
Пожалуй, самым ярким примером «рекламы под прикрытием» является реклама безалкогольного пива Hoegaarden. В ней российский ресторатор Алексей Зимин учится мастерству у Чака Норриса.
По сути в этом ролике продвигается вся линейка продукции Hoegaarden, а о том, что в рекламе речь идет о безалкогольном пиве упоминается лишь в начале и конце ролика.
Работа с блогерами
Хорошей идеей будет сделать спецпроект с известным блогером. Например, можно пригласить его к себе на производство и показать как все устроено.
Либо интегрировать рекламу в видео, например, шоу БДСМ;) Кстати, в этом видео Илья пьет пиво прямо на камеру. В чем же дело, спросите вы, ведь на лицо нарушение закона о рекламе?! А все дело в том, что ФАС отказалась мониторить Youtube.
А здесь мы устроили визит Паши Техника на завод Вятич:
Вот еще один пример рекламы виски Дьюарс. Тут тоже довольно спорные реплики, однако, видео не удалено и никто не оштрафован.
Как видите, рекламировать алкоголь в YouTube не только можно, но и нужно. А теперь давайте посмотрим что там с Instagram.
На Инстаграм прямой рекламы алкоголя давать нельзя, но разрешен продактплейсмент. Вот несколько наших примеров.
Из офлайна в онлайн
В далеком 2012 году Сергей Доля открыл свой бар, и по этому случаю были приглашены все топовые блогеры Живого журнала. На подобного рода мероприятия приходит много людей и многие из них выложат фотоотчеты в своих социальных сетях. Ну а основной охват обеспечат приглашенные блоггеры и селебритиз.
Социальные сети
Согласно закону о рекламе сайт и социальные сети производителя или продавца алкогольной продукции не попадают под его действия. И здесь, хоть и с оглядкой, но можно развернуться. Для начала стоит ознакомиться с тем, как ведут свои социальные сети известные бренды. Например, на странице Martini в FaceBook публикуются рецепты различных коктейлей, советы по употреблению данного напитка и прочий информационно-развлекательный материал.
Также можно попробовать внести некоторые элементы геймификации, например, давать награды за активность в группе, проводить конкурсы и пр. Вот кстати неплохой пример геймификации от сети кофеен Like. Но с геймификацией надо быть осторожным и перед ее запуском убедиться, не нарушает ли она закон о рекламе и правила проведения конкурсов и акций данной социальной сети.
Работа над ошибками
У нас был печальный кейс с рекламой водки «Пять озер». В 2014 году на сайте varlamov.ru была опубликована статья под названием «Как отличить хорошую водку», в которой было нарушение закона о рекламе. Решением суда нам пришлось удалить эту статью и заплатить штраф.
А все дело в том, что рунет полностью под колпаком ФАС и нужно десять раз подумать перед тем как публиковать что-либо связанное с алкогольной продукцией в доменной зоне ru.
Но даже эта история оказался для нас полезной, потому что после этого случая у нас не было ни одной проблемы с законом. Вот два последних примера рекламы алкоголя в которых все чисто: Райское местечко в Италии и Они сделали это прямо в храме.
В качестве заключения
Конечно, в этой статье описаны далеко не все возможные способы продвижения алкогольной продукции на рынке. Тот же email маркетинг, различные сезонные акции и даже таргетированная реклама смежной продукции могут стать ни чуть не менее действенными методами, однако, об этом я здесь уже рассказывать не буду.
Автор: Беляев Евгений
Агенство "Авторские медиа"
Telegram: belyaev_evgeniy
Email: belyaev@avtormedia.ru
Facebook: www.fb.com/belyaev
Skype: belyaev.evgeniy