Ни один эталон, идеал и образец не может найти положительный отклик в каждом сердце и удовлетворить всех людей, тем более людей цивилизованного мира, потому что сознание каждого цивилизованного человека уже давно является смесью разнородных влияний, наследственностей, страхов, опасений, из-за которой оно ничего определённого ни о чём сказать не может и ничем определённым руководиться не в состоянии. Такое сознание теряется в суждениях, постоянно что-то утверждает, отрицает, спорит, раскаивается, стыдится, скрывает стыд, изображает бесстыдство, что-то выдумывает, колеблется, мечется, хотя при всём этом мнит и показывает себя ни от кого независящей и самодостаточной личностью. Едины же цивилизованные люди только в одном — в отвержении всяких эталонов, в презрении ко всяким догматам, идеалам, образцам, правилам, потому что догмат, идеал, правило, образец всегда обязывают к совершенно определённому, ничем не разбавленному, цельному поведению, поддержанию чистоты, а значит к жертвам, трудам, лишениям и отдалённостью от толпы в разной степени.
Поэтому насколько человек очищен от мирских влияний, иллюзий науки, бреда заплесневелых религий, истерии новых идеологий, выдумок литературы, фантазий искусства, а также собственного страха потерять выгоды цивилизованного быта и утратить возможность удовлетворения сложившихся привычек в случае деятельного согласия с какой-либо истиной, — настолько он может судить о том, чтó является должным и истинным в любом вопросе.
Итак, чтó называть мужчиной, или когó называть мужчиной ?
Есть три основные взгляда на идеал мужчины: взгляд мужчин, взгляд женщин и взгляд Бога. И, в зависимости от предназначения, каждый мальчик и юноша выстраивает свой внешний и внутренний облик, а также своё поведение и отношения в соответствии с тем взглядом, который ему ясно виден, понятен, приятен и желанен.
Тот, кто хочет казаться настоящим мужчиной для мужчин, которые презирают женщин и посмеиваются над ними, наверное, боясь уподобиться им или стать хоть в чём-то похожими на них, — подстраивается под мнение и отношения таких мужчин.
Кто хочет казаться настоящим мужчиной для общества мужчин, которые относятся к женщинам уважительно, ведут себя с ними по-рыцарски, растёт под руководством такого идеала.
Кто уверен, что только женщины знают, каким должен быть настоящий мужчина, выравнивает себя по определённому типу женщин, потому что и среди женщин бытуют разные мнения о настоящем мужчине и разные отношения к мужчинам.
И наконец, тот, кто стремится уподобиться Богу, одинаково уважительно относящемуся ко всему истинному и в женщинах и в мужчинах, отсекает от себя с Божьей помощью всё то, что не является истиной в нём самóм, а также игнорирует всё ложное и поверхностное в других людях независимо от их пóла, при этом серьёзно относясь только к их истинному существу.
Дело в том, что люди мира сего устроены таким образом, что бóльшую часть известных им положительных качеств они на самом деле не имеют, а только изображают, потому что эти качества кем-то ценятся, а значит могут пригодиться для успехов на поприще материально-духовной жизни, в то время как отрицательные качества они имеют на самом деле, их им изображать нет нужды. Это говорит о том, что до тех пор, пока человек не очистит в себе Бога, не избавится от всего поверхностного, показного, изображаемого, выгодного, он вообще ничего подлинного иметь не сможет. Это хорошо видно, когда мало-мальски тяжёлые обстоятельства без труда сметают с него, как пыль, его призрачные, поверхностные, воображаемые и изображаемые достоинства и обнажают его действительные пороки, уродства и изъяны. И такое качество как мужество не является здесь исключением, его изображают все и повсеместно и утрачивают ещё быстрее, чем какие-либо другие изображаемые достоинства.
Большинство женщин могут общаться с обыкновенными мужчинами, но они не хотят иметь дело с истинными мужчинами, потому что истинный мужчина — это не только защита, опора и путь, но и требования, которые нужно исполнять, ради которых нужно расставаться со своей фальшивой эмансипацией, барскими манерами, привычными вольностями, покоем, распущенностью, болтовнёй, истериками, капризами ну и, конечно же, с мнением окружающих, которые тут же назовут прозревшую и одумавшуюся женщину круглой дурой, ”втянутой в опасную секту”.
Чтобы мальчик мог стать истинным мужчиной, он должен знать, чтó это такое — настоящий, истинный мужчина.
Каждый здоровый мальчик, отрок, юноша, слыша слово мужчина, уже чувствует себя обязанным стать мужчиной. Но кéм бы маленький или юный человек ни мечтал стать, он не может стать кем-то, если истинно взрослые и действительно старшие люди своим благотворным мнением и Божественным отношением к жизни не направят его мысль и чувство в русло подлинного становления тем, кéм он должен стать.
Только истинно старшие могут формировать в сознании ребёнка истинный идеал. Но до истинно старших нужно дорасти, а пока растёшь, тебя окружают честолюбивые, хвастливые, трусливые сверстники, которые, как огня, боятся ложного позора и при этом не боятся позора истинного, которые стыдятся выглядеть (не быть, а именно выглядеть) слабыми, глупыми, несообразительными, неумелыми, униженными и потому постоянно занимаются созданием видимости силы, ума, сметливости, гордости, красоты, мужественности, удачливости. Поначалу всё это даже умиляет, потому что какое-то время так и должно быть, так бессознательная природа указывает путь к Идеалу, к качествам, которые должны быть в мальчике, но, в конце концов, даже взрослые мальчики остаются мальчиками, если все эти качества, развиваясь и пуская корни, не достигают той глубины, на которой их будет питать Неземная Власть — Власть Вечности и Источник подлинного мужества.
Все земные власти — власти империй и капиталов, громадных государств и развитых цивилизаций — никогда не позволяли мальчику стать истинным мужчиной, мужем, отцом, опорой, защитой, потому что все земные правители, как правило, сами были мальчиками, которые лишь изображали власть, играли в власть, и, не умея избавиться от тяги к детским играм, и других оставляли в том же положении, а значит зачинали войны, грабили, воровали, насиловали, лгали, просвещали народы, затемняли народы, стравливали народы, калечили телá и дýши, заслоняли от людей Бога, зато издавали Божественные указы, учреждали нормы нравственности, вводили этические постановления, одним словом, делали всё, чтó угодно, только бы быть похожими на власть. И вот все мальчики, которые вырастали под властью этой ”власти”, никак не могли стать мужчинами, потому что стать мужчиной, находясь под властью преступников и идиотов, терпя унизительное положение, смиряясь с ним, при этом видя его безумие, ненормальность и отсутствие права на существование, — невозможно.
Каждому мальчику дан разум, благодаря которому он понимает и видит, чтó должно быть, а чего быть не должно, и если от страха за свою жизнь он смиряется с недолжным, то он или ещё не мужчина или навсегда не мужчина. Страх нужно было бы преодолевать или хотя бы пытаться преодолевать. Но страх перед диктатом имперских режимов, перед потерей земной жизни, страх перед земной Природой, стадными отношениями, вековыми обычаями, гипнозом большинства можно преодолеть лишь страхом перед Вечной Властью, Высшей Природой, Вечными Отношениями и Неземными Обычаями. Без поддержки и защиты Вечности противостоять неодолимому давлению временности невозможно.
Поэтому мужество истинного мужчины начинается с открытия Вечности и чувства страха перед Нею, когда Вечность, открывшись ему и завладев его сознанием и чувством, не позволяет ему бояться временного больше, чем вечного. Об этом чувстве и состоянии души как нельзя лучше сказано в Псалме:
Господь — свет мой и спасение моё: кого мне бояться ?
Господь крепость силы моей: кого мне страшиться ?
Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои,
Чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
Если ополчится против меня полк, не убоится сердце моё;
Если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
Но в другом Псалме говорится:
Сердце моё трепещет, оставила меня сила моя,
свет очей моих, — и тот я утратил.
Это говорит о том, что Вечность управляет преданной душой, а значит, когда нужно, наполняет её абсолютным бесстрашием перед людьми, общностями и миром, а когда нужно — покидает её, отнимая мужество, уверенность, бесстрашие, понимание пути, даже простейшее соображение. В эти минуты, или часы, или дни, или месяцы душа наполнена невыразимым ужасом, воплем, слезами, прежним страхом перед временностью, тоской, пустотой. Человек выглядит, что называется, презренным и умалённым, не имеющим ни вида, ни величия, скорбным, больным, потерянным.
Мужчина и власть — неотделимые понятия. Как женщина есть существо, подвластное бессмысленным земным стихиям, так мужчина есть существо, подвластное или бессмысленным земным властям или Власти Вечности, Которая одна придаёт Смысл всему, к чему прикасается. Если же Вечность не открывается мальчику или юноше, он остаётся девочкой, девушкой, женщиной, полумужчиной, бессмысленным или несмысленным существом. Это видно на примерах жизни всего мира, где все, кто считал себя мужчинами, занимались только производством видимых, материально-духовных ценностей, потóм драками из-за них, убийствами, воровством, подлогами, издевательствами и прочими мерзостями, то есть делали то, что везде и всюду делает необузданная земная, женская природа, а значит их власть — это, в конце концов, женщина, земля, животность. Поэтому, пока человек борется за земное, за видимое — он женщина. Мужчиной он становится только тогда, когда начинает бороться за Вечное, не доступное животному взгляду осмысленное бытие. Все борющиеся за вещи — не мужчины. Мужчина только тот, кто ищет Смысл вещей и подчиняет и себя и вещи Смыслу.
*
Истинному мужчине нужна не женщина, не дом, не достаток, не слуги, не рабы, не машины, не искусство, не литература, не поэзия, не музыка, не работа, не развлечения и не отдохновение, ему нужен Смысл всего перечисленного, а Смысл открывается только Вечностью.
Земные власти всегда были и остаются воплощением бессмыслицы. Своей развратной и преступной жизнью они всегда прямо или косвенно, явно или тайно разжигали в людях жадность только к земным, видимым вещам и презрение, отвращение, ненависть, насмешки или равнодушие к Смыслу вещей, а также неприязнь к тем Душам, которые искали и находили Смысл.
*
Истинный мужчина думает не о том, кáк он выглядит в глазах дураков или чтó о нём думают даже недураки, а о том, чтó нужно для истинного блага каждого живого существа, и кáк осуществить это благо сегодня, сейчас, сию минуту. Его мужество заключается не в том, чтобы изображать мужество, а чтобы посреди всеобщего небрежения о Боге слушаться Бога, среди плевания на соблюдение священных правил — исполнять правила, среди всеобщей мысленной и чувственной грязи хранить чистоту сердца и ума, среди всеобщего равнодушия к Совести, оберегать свою безупречность перед Нею или терпеть пытки от Её угрызений.
*
Истинный мужчина это не тот, чьими половыми способностями довольны развращённые и распущенные женщины, а тот, кто скорей лишит себя жизни, чем причинит вред кому бы то ни было в Мироздании. О таком мужчине сказано: «Блажен и евнух, не сделавший беззакония рукою своею и не помысливший лукавого против Господа, ему дастся особенная благодать веры и приятнейший жребий в храме Господнем».[*] — Вы слышите: евнух ! то есть мужчина, не могущий дать женщине детей. Чтó может быть печальней ? Из этого следует, что тысячи мужчин считаются мужчинами только потому, что могут вступать в семейно-половые или блудно-половые отношения с женщинами. Но как только это становится для них невозможным, так тут же они чувствуют себя не мужчинами. Следовательно, мужчиной в обычном понимании является тот, у кого здоровы половые органы. Это, конечно же, прекрасно, чтобы здоровая душа имела здоровый телесный организм ради продолжения рода, блага потомков и поддержания женщины-матери в её трудах и муках, но если дойдёт до страшного выбора: здоровье или послушание Совести, то истинный мужчина отвергнет здоровье.
*
Истинный мужчина всегда готов к смерти так же, как и к жизни, ибо жизнь в любую минуту может оказаться для него бессмысленней и преступней смерти.
Но высшее мужество истинного мужчины заключается не в бесстрашии перед болезнями, смертью, лишениями или пытками, а в бесстрашии перед любой истиной и прежде всего перед истиной собственного несовершенства, в признании своей неправоты, ошибочности, неумелости, невежества, слабости, ложного страха, испорченности, негодности для дела, несоответствия Идеалу, расхождения с должным, а значит в претерпевании неизбежной нравственной боли, а значит в слёзном обращении к Тому, Кто может указать способ правильного избавления от нравственной боли и открыть путь к достижению совершенства в любви, правде, бесстрашии и уповании.
*
Истинный мужчина не стыдится ни своих слёз, ни своего пóта, ни своей крови, ни плача, ни рыданий, ни коленопреклонения, ни молитвы, ни униженности, ни безвестности, ибо для него важно не его положение, а его невиновность перед Богом и возможность приносить пользу и служить Благу.
*
Истинного мужчины не существует без истинного дела, без дела, которое нужно и полезно всем. А нужно и полезно всем прежде всего послушание Богу. И потому все свои силы истинный мужчина отдаёт на то, чтобы научиться понимать, чувствовать и безукоризненно исполнять Божественную Волю, дабы под Её руководством делать всё необходимое на Земле.
*
Сила, выносливость, ум, образованность, таланты, обеспеченность, связи, половая и духовная привлекательность — это не мужчина, всё это может быть и у женщины, порой, даже в большей степени. Мужчина же — это только послушание Богу, причём, послушание в том, в чём ни у одной женщины никогда не хватит ни сил, ни способностей, ни ума, ни соображения, ни смелости послушаться.
*
Как бы мужчина не пытался быть или выглядеть мужчиной, но без Бога, без Верховной и Вечной Власти, без послушания и жертвенной преданности Ей он ни для кого не может быть истинной опорой. Если мужчина хочет быть истинной и вечной опорой, он должен прежде сам обрести истинную и вечную опору, познав гибельность опор ложных и временных. А истинной и вечной опорой может быть только послушание Богу, Истине и Вечности.
*
Истинный мужчина уповает на Небо, а не на Землю. Он знает, что на Земле нет ни одного места, которое можно назвать прочной опорой, ибо все земные опоры рушатся раньше или позже, и поэтому тот, кто хочет сам иметь прочную опору и быть прочной опорой для других, должен тянуться к Небу, а не к Земле, к Богу, а не к Природе, к Вечности, а не к Тлению.
*
Важнейшим отличием истинного мужчины являются послушание Духу Божественной Любви и Правды, Который не делит людей на хороших и плохих, на достойных жизни и не достойных, а благотворит всему живому, надеясь, что прозревшие Дýши будут тянуться к Нему, как к солнцу, постепенно становясь Его сотрудниками в заботе о душах слепых и заблудших, которых нужно терпеть, прощать, к которым нужно снисходить и от которых приходится мучиться и погибать.
*
Отношение, ум, мнения и оценки женщин, порой, приятны, но они ничего не решают для того, кто хочет стать истинным мужчиной, потому они что ничего не стоют. Редчайшая женщина заплатит за свои высказывания последнюю цену. И потому хула и похвала женщин — пустой звук. Их похвалой невозможно гордиться (это даже позорно для мужчины), а тем более руководиться; их хулой невозможно серьёзно огорчаться и воспринимать её как акт нравственного сознания. И всё это потому, что женщине нечего бояться, она никогда ничем не рискует, ни одна власть не воспринимает женщину всерьёз. Мужчине же есть чего бояться, он всегда серьёзная опасность для власти, тем более для власти, которая не ценит благородства, честности, преданности, Совести, а ценит подлость, лживость, предательство, корыстолюбие, и потому жизнь истинного мужчины всегда в опасности, — на каждом шагу его подстерегает или подвиг или позор, дающий или отнимающий у него право быть мужем, отцом, руководителем и учителем жизни. Женщина же и в славе и в бесславии может быть матерью и исполнять свой долг перед ребёнком, её организм не зависит от её моральности, она и другим и себе может простить непростительное, а не прощает только то, что уязвляет её собственную ревность и извращённое самолюбие, а это опять-таки говорит о том, что на неё нельзя положиться в вопросах чести, смысла и направления жизни.
*
На женщину вообще полагаться невозможно, она в любую минуту может стать матерью и ей будет уже не до ”мировых проблем”, а значит ей всё, кроме ребёнка, станет безразличным. А если ей может всё стать безразличным, то кáк можно на неё полагаться ? Если же она ради общественной деятельности станет безразлична к ребёнку, тем более ей нельзя ни верить, ни доверять, ибо тот, кто оставляет свой природный долг, не может считаться человеком, а дети — есть священный долг женщины.
*
Но есть и другие женщины — прозревшие Вечность. Дух, коснувшийся их, одаряет их способностью отличать истинных мужчин от ложных и молиться о том, чтобы Бог даровал им в мужья истинного мужчину, сына Божьего, воплощение Бога на Земле. Как душа истинного мужчины хочет видеть в душе своей спутницы Божество любви и правды, так и душа истинной женщины не может не мечтать о том, чтобы её мужем стал тот, кто во всём послушен Богу и ничего не делает от себя и для себя, кто всегда знает, кáк сохранять себя угодным Отцу и быть полезным для Истинного Блага всех людей в Вечности.
*
Истинный мужчина стои́т на коленях перед женщиной только тогда, когда женщина стои́т на коленях перед Богом.
*
Истинный мужчина не тот, кто всегда знает, чтó делать, а тот, кто всегда знает, кáк себя вести и в знании и в незнании, ибо любые дела при отвратительном поведении и корыстных целях разрушатся независимо от того, сделаны они знатоком или невеждой.
*
Истинный мужчина управляется не мнением толпы, не её пошлыми представлениями о мужчине и мужестве, а тем чувством, которое заложено в нём от начала, и которое подтверждается и подкрепляется речами и поступками всех истинных мужей истории.
*
Истинный мужчина любит женщину не для себя, не для неё и даже не для детей, а для Истинного Блага всех людей в Вечности, потому что только в его служении Истинному Благу всех заключено всё необходимое и для данной ему женщины и для её детей.
*
Истинный мужчина стыдится не проявления своих чувств и мыслей, а своего невольно возникающего стыда стыдиться их проявления, ибо именно откровенным проявлением своего отношения к жизни кто-то, пока мы росли, поддерживал мужество в нас, а значит проявлением своего отношения к жизни и мы должны поддерживать мужество других растущих душ.
*
Истинный мужчина готов скорей показаться толпе женщиной, но исполнять свой Долг, чем корчить из себя мужчину в понимании толпы и забывать о своём Долге.
*
Истинный мужчина никогда не опустится до того, чтобы о его Долге ему напоминали женщины и дети.
*
Истинный мужчина всегда думает о том, чтобы нравиться Богу и Совести, а не о том, чтобы нравиться женщинам. Ибо ни одна женщина не спасёт мужчину от Божьего гнева и от угрызений Совести. Но Бог и Совесть истинного мужчины спасут любую женщину, если она будет послушна ему.
*
Истинный мужчина — не тот, кто всю свою жизнь верен одной женщине, а тот, кто всю свою жизнь верен Богу.
*
Ка́к много мужчин, способных защищать свою Родину, умеющих сражаться с врагами видимыми и выдуманными. И ка́к мало мужчин, способных защищать свою Душу, защищая её от врагов невидимых и действительных.
________________________
[*] Прем.3,14.