Найти тему

Настоящая мафия торгует деньгами

Галарина

Интервью с кинорежиссером Салаватом Ануровичем Вахитовым состоялось после презентации короткометражного фильма «История заблудшей овцы». Короткометражка является «пилотом» и вставной новеллой, частью большого полнометражного фильма «Воскресение». Не надо забывать, что «кинематограф – это производство плюс творчество». Вот об этих компонентах большого кино и состоялась беседа.

Не секрет, что теперь нет противостояния творческих союзов Минкульту или Госкино, но и господдержку получить очень сложно. Кино стало коммерческим развлечением: «Любовь-морковь» под хруст попкор-на – самый основной сегмент кинорынка. Произведений о смысле и бессмысленности жизни («Афоня»), о системе взаимоотношений в обществе («Кин-дза-дза»), о взращивании и развитии личности («Осенний марафон») – нет. В скобочках я привела примеры подобных фильмов, можно заменить их другими, и все равно они любимы зрителем. Лучшие фильмы узнаваемы, цити-руемы и тем воспитывают общество и живущих в нем людей. Они поднимают важные вопросы, будят разум и интеллект. Сейчас подобных произведений почти нет. Потому что никто не воспринимает искусство как проектирование жизни, возделывание нужных и полезных человеку культурных и житейских навыков. Кино поставили рядом с ассортиментом жвачек – только для мозга. Полный отказ от концепции развития личности в каждом из средней массы. Осталась закрытая аудитория из тысячи высоколобых зрителей особо сложного заграничного кино, какого-нибудь арт-хауса, Ларса фон Триера или Ким Ки Дука. Могу сказать, что количество людей рефлексирующих не стало меньше, чем в эпоху Данелии и Рязанова, и хочется смотреть качественное кино, которое решало бы контекстно насущные задачи современного мира.

Экономический кризис связан не с ценами на нефть, а с культурой и моделью современного потребления. Потребитель, управляемый потребитель выгоднее финансовым системам. Полный отказ от концепции развитой и мощной осознанной личности. Вот что произошло с миром за последние двадцать лет. И эту тему никто не исследует. А ведь в постиндустриальном обществе имеет значение качество человеческого капитала. Сейчас у людей сочетаются абсолютно несовместимые модели идей и модели поведения. Да еще и постоянная пропаганда сказочных мемов – «мы сидим, ничего не делаем, а денежки капают» – как вершины жизненных благ и достижений показывает, что у людей не отформатированы какие-то очень важные представления о сущности жизни, о том, что важно, а что нет.Потому что художники со своей миссией не справляются, с миссией – сеять разумное доброе, вечное. И вот мне повезло встретиться с творческим человеком Салаватом Вахитовым, который прошел горнило озарения и начал кинопроект – фильм «Воскресение», возможно эпохальный для всего мира, ибо проект международный.

Салават Вахитов:

Про фильм «Воскресение» могу сказать, что это то, что я хочу делать в своей жизни. Великий режиссер Козинцев сказал: «Есть два типа режиссеров. Это как, допустим, есть летчики, которые возят пассажиров, и у них рейсы, опробованные направления, оплата, тарифы перевозок – существует такая модель в кино, например в Голливуде. И есть другой тип летчиков – садишься на самолет, который изобрел сам, и не знаешь, взлетишь или нет». Эта метафора Козинцева мне очень нравится. Я счастлив, что все сдвинулось – не наврал, не нафантазировал. Я написал «Воскресение» в 2011 году – все события, описанные там, потом случились, и Майдан на Украине случился потом. Однажды утром слышу в трубке характерный голос: «Здравствуйте, Армен Борисович?» «Да, Вам звонит Джигарханян. Ну что, сыночка, приезжай. Мне сценарий понравился. Будем работать». И вот с того момента (а это было в 2012 году, весной) команда начинает рождаться – каждый вкладывает часть себя.

В «Воскресении» Джи-гарханяну была предначертана роль дервиша, с нее начинается фильм. Мусульманский дервиш – носитель идеи (Кстати, выяснилось потом, что это и позиция Армена Борисовича; как-то он мне говорит: «Салават, вся беда наша в том, что мы весь мир делим на своих и чужих. Вот он – чужой, а ты – свой. Вот от этого все беды»). И действительно: в фильме дервиш произносит: «Что наш отец – один Авраам. И мы братья – евреи, арабы, мусульмане». И его начинают избивать. С этого начинается фантасмагория – с этого заявляется притча. Армен Борисович попросил раскладку. И я думаю, интересно же! И, как творческий человек, начал сам изучать маркетинговые модели, продвижение. Разные множественные пути успешных фильмов Скор-сезе или «Звездные войны» Лукаса. Выяснил: главная цель для них была – стереть границу между фильмом и реальностью. Для этого применяли совершенно разные методы. И тут я увидел, что в «Воскресении» это свойство заложено в самом сценарии, потому что главный герой, если взять его творческую, человеческую составляющую, борется как бы сам с собой. Однажды он, этот бывший член мафиозного правительства, пытается реализовать мечту – полностью выстроить правильную финансовую систему. И удивительный момент, конечно, – понятие тайного правительства мира, 50-70 семей с эпохи Возрождения – мистическое понятие. Зачем-то Господь попустил это!

Ведь они появились из одного и того же города (Флоренция) и они поддерживали Леонардо, Микеланджело и были заказчиками всех музыкантов. Это же из Флоренции все развилось и родилось – банковская финансовая система. В XIV– XV веке только зарождался первый банк, еще не была придумана процентная ставка по времени. Только система учета – дебет, кредит. Я был поражен, когда все это начал изучать. А сейчас мы пришли к концу. Очень интересный вывод я сделал, разрабатывая бизнес-план. Он подтвердился в будущем многими мистическими совпадениями. Мир настолько сильно изменился – информационная власть как таковая – ее больше не существует. Она стала доступной. Обманывая, уже невозможно больше управлять. Мир перевернулся, как айсберг, днище которого подмыло теплым течением, а мы никак не можем настроиться. Даже конкуренции ветхозаветного «око за око» уже нет. Сейчас развиваются другие взаимоотношения. Когда был кризис, только исламские банки показали устойчивый рост вверх, по одной простой причине – не обманывают друг друга. Деньги – это лишь обменная бумага, и она не должна быть права всегда. Почему мы в ярости, унынии, злости? Понабрали все кредитов, и человеческие взаимоотношения исчезают. Раньше в деревнях, когда дом строили, собирали так называемую «помочь», и всем миром за пару дней воздвигали новый дом. А сейчас то ли никто не придет на эту «помочь», то ли никто не готов обратиться за помощью к сообществу: возьмет кредит, наймет бригаду и несколько лет будет колотиться как рыба об лед, чтоб выплатить кредит за постройку дома.

Галарина:

Кредит – это хитрая форма кражи, пожирание собственного будущего. Человек приходит в будущее, а там пустота, нет урожая, это как если бы крестьянин съел семенной фонд и ничего не посеял. И так в течение следующих 5-10 лет ему нечего сеять. Это система современного мышления, мы ж воспитали идеального потребителя. А вот скажите, к каким марке-тинговым ходам вы хотите прибегнуть для успеха проекта, для успеха фильма?

С. В.:

Очень хороший вопрос. Это будет коллектив продюсеров из разных стран: США, Индии, Франции, Италии, Грузии, Швейцарии и возможно еще. Продюсеры, каждый в своей стране, участвуют с нашим фильмом, нашим сценарием в получении местных грантов. Получив эти деньги, по закону они должны 60 % потратить у себя. Там идеально: вкладывая 1 рубль, получают 10 и право проката в своей стране. Еще у нас есть предложение для генерального продюсера: тот, кто возьмет на себя 51 % вложений в производство фильма, обладает правом проката не только в своей стране, но и во всем мире, за исключением других стран-участниц.

Галарина:

Хочу в завершение задать вопрос. Попав в этом году в Канны с пилотным фильмом «История заблудшей овцы», в каком году вы планируете премьеру полнометражного «Воскресения»?

С.В.:

Съемки в разных странах в 2017–2018 гг., и вот где-то в 2019-м, наверное, премьера. Это от продюсеров будет зависеть. Важный момент – подготовленность зрителей. Ведь что такое кино? Я говорил и не устану говорить, важнейшее в нем – люди в одно и то же время, особенно когда мировой показ, переживают одно и то же чувство. И с ними происходит катарсис, т.е. они меняются. Когда вышел фильм Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», на следующий день Страну Советов признало 27 государств. Сила киноискусства, она мощная. Она меняет сознание живущих. Наша задача – изменить взгляд на финансовую картину мира. Деньги – это не товар. С этой точки зрения еще никто пока не смотрел. Мафиозные системы торгуют не наркотиками, они торгуют деньгами, что привело к обнищанию большинства работающих людей на планете. Трансконтинентальные финансовые системы выстроены по мафиозной модели. Конфликт героя с антигероем в кино – это возможность увидеть, понять внутреннюю сущность проблемы человечества на данном этапе развития. Есть такое понятие – «осознанное житие». Осознанно ты живешь? И в каждом своем поступке слышишь ли ты себя? Фильм о том, что людям надо возвращать совесть и стыд, причем в образе героя мы говорим не о простых людях, а о тех, кто нас окормляет.

Галарина:

Тем вы мне и симпатичны, что хотите поднять большой масштаб. Не знаю, как у нас все это выйдет, но, видите, я уже говорю – у нас. Я чувствую свою причастность. И чем больше народу ощутит эту причастность, тем более явным будет воплощение замысла на экране. Сбор средств на фильм начат системой краудфандинга (народное финансирование). По духовным и материальным критериям «Воскресение» достойно быть народным фильмом.

#критика #литература #книги #газетаистоки #уфа #краеведение #башкирия #кино #психология