Новость о том, что к сносу готовится крупнейший в Восточной Европе кинотеатр, взволновала в ноябре столичную общественность. Мэрия Москвы выдала разрешение на строительство гостиницы с культурно-досуговым центром на месте «Соловья». Чем же запомнился нам киноцентр — и есть ли ещё шанс его спасти?
Откровенно говоря, сейчас фасад киноцентра «Соловей» с архитектурной точки зрения выглядит печально — многие называют его оформление серыми и разноцветными панелям «попугайским». Но так было не всегда. Яркая расцветка появилась у него в конце 90-х, когда здесь открылся ночной клуб «Арлекино» — и так и осталась в «наследство» от бывших арендаторов.
Работа над проектом Всесоюзного киноцентра на Красной Пресне началась в 1970 году, но к строительству смогли приступить только в 1983 году — после завершения строительства Венгерского торгпредставительства по соседству. Авторами проекта выступили Владимир Гинзбург (его отец, Моисей Яковлевич, был создателем дома Наркомфина) и Юлий Филлер.
Строительство шло с перерывами почти 6 лет на деньги Союза кинематографистов СССР и закончилось в 1989 году. Натуральный камень использовался и для оформления фасадов, и для интерьеров — это был советский модернизм в чистом виде: утолщенные стены, выступающие элементы над окнами, использование алюминия в отделке.
Помимо самого кинотеатра, в здании на Красной Пресне до 2005 года располагался Музей кино.
Первым фильмом, который 31 марта 1989 года здесь показали в Большом зале (всего их было 3, потом стало 14), стал «Великий диктатор». Его подарила советским кинематографистам внучка Чарли Чаплина. А французский режиссер Жан-Люк Годар презентовал директору Музея кино Науму Клейману одну из первых в стране систем стереозвучания — Dolby.
Киноцентр на Пресне не работал во время путча 1991 года и расстрела Белого дома в 1993 году — недалеко от него проходили боевые действия.
На 2018 год в «Соловье» функционируют 24 зала, что делает его самым большим кинотеатром не только в России, но и во всей Восточной Европе. Отличительная особенность киноцентра — подбор фильмов, которые тут идут не по классической, а по «парижской» системе — картину показывают столько времени, сколько её готовы смотреть зрители.
Рекордсменом проката в «Соловье» стала французская лента «Амели» с Одри Тоту в главной роли — тут её показывали 3 года и 1 месяц без перерыва. Всего в залах «Соловья» демонстрируется около 50 картин ежедневно, а в ноябре 2012 года был зафиксирован рекорд — показали 62 фильма за день.
Кстати, до 2011 года в здании киноцентра на Красной Пресне находились самые большие клубы Москвы — «Инфинити» и «Бархат» (до 5 тыс. гостей за ночь). Свободное пространство после их закрытия которых было использовано под 3 кинозала. Тогда же в 2011 году после ребрендинга киноцентр стал называться «Соловей».
В ноябре 2018 года общественность узнала, что власти Москвы выдали разрешение на строительство гостиницы с культурно-досуговым комплексом на Дружинниковской улице — на месте, где находится «Соловей».
Эта информация вызвала большую волну возмущения в социальных сетях и среди горожан, и среди чиновников. Министр культуры России Владимир Мединский пообещал направить запрос лично мэру Москвы: «С точки зрения культуры для города гораздо важнее иметь киноцентр, тем более частный, который не требует вложений из бюджета, чем очередную безумную застройку».
Многие эксперты сходятся во мнении, что киноцентр «Соловей» требует ремонта и реставрации фасада, но его снос — решение преждевременное, и ему трудно найти рациональное обоснование. Москвичи любят это место, билеты стоят здесь сравнительно недорого, и заполняемость залов очень высокая.
Ищите киноцентр «Соловей» на Яндекс.Картах.
__________________
Подписывайтесь на канал Яндекс.Карты, чтобы не только узнавать интересные истории о Москве и других регионах России, но и выбирать, где поесть, куда сходить и чем заняться. Благодарим за ваши лайки!