Уже в декабре будет рассмотрена новая редакция закона «О цифровых финансовых активах». Что же в итоге получилось после полугода дополнительных доработок законопроекта, чем это поможет российской крипто- и блокчейн-индустрии?
К сожалению, стоит признать, что ничем. В этой редакции закон, изначально создававшийся для регулирования криптовалют, превратился во что-то другое, неизвестно что, но точно не про криптовалюты. Соответственно, конечная цель его принятия также непонятна. Существующие правовые проблемы он не урегулирует.
В этой редакции нет понятий «криптовалюты», «токены», «майнинг». Законопроект определяет только порядок выпуска цифровых финансовых активов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внутри определенной информационной системы. Переводя на простой язык: это закон о том, как выпускать обычные акции и облигации в цифровом виде. Никакого блокчейна, никакой неизменности - просто запись в базе данных, реестре, подконтрольном ЦБ. Который может быть изменён «задним числом» при желании. На данном этапе про выпуск токенов на Эфириуме можно забыть.
Также в закон входит понятие цифровых операционных знаков - скорее всего, это криптовалюта. Но речь идёт о выпуске, а не регулировании существующих криптовалют. Так что, что мы в итоге имеем?
• Криптовалюты продолжают оставаться в «серой зоне» - не запрещены и не разрешены.
• Российские компании, желающие выпустить токены, должны либо делать это в отрыве от всего мирового рынка, в несовместимом формате, либо же нарушать закон, либо же перемещаться для выпуска вообще в другие юрисдикции.
• Все разрешенное этим законом не будет являться блокчейном, это обычный электронный учет ценных бумаг.
Все происходящее не устраивает предпринимателей и энтузиастов. В Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ) даже разработали свою версию поправок, которую направляли в Государственную Думу. Там были учтены все современные реалии, выпуск токенов и криптовалюты. Но, к сожалению, все это осталось без внимания законодателей.
Эта редакция, как и предыдущая, не проясняет правовой статус всех существующих криптовалют. Она не позволяет российским компаниям привлекать капитал из-за рубежа. Конкурентоспособности на мировом блокчейн-рынке это никак не прибавляет. Остается надеяться на усилия РАКИБ, и что хотя бы в следующем году, после понимания, что существующая редакция не решает реально стоящих проблем, будут внесены более существенные правки. Ведь серый статус не означает, что криптовалюты не обращаются на рынке - они просто существуют в неопределенности.