Найти тему
Дух времени

Как финны строили "Линию Маннергейма"

В 1937 году Маннергейм добился принятия семилетнего плана перевооружения армии, по которому к 44-му году планировалось создать 19 дивизий. Уже в следующем году ему удалось привлечь к вопросам обороны внимание всех слоев общества. В итоге, если в 1931 году Финляндия затратила на армию всего 18 миллионов долларов, то в 1938-м эта цифра возросла до 36 миллионов.

Однако, в условиях приближающейся войны этого было явно недостаточно. Строительство «линии Маннергейма» из-за отсутствия финансирования продвигалась вяло. Только после того, как в августе 38-го года Москва начала с Хельсинки тайные переговоры на предмет предоставления баз и территориальных уступок, строительство на Карельском перешейке немного активизировалось. Тем не менее, детище Густава фон Маннергейма ни шли ни в какое сравнение с «линиями» Зигфрида или Мажино, оснащенными новейшими железобетонными конструкциями.

На Карельском же перешейке финны к началу войны успели построить всего 100 бетонных ДЗОТов и бункеров, которые не выдерживали прямого попадания крупнокалиберных советских снарядов. Противотанковые же рвы и надолбы, возведенные только в конце лета 39-го года, оказались мало эффективными. Вообще, как писал в своих мемуарах сам Маннергейм, большая часть оборонительных сооружений была построена в течении нескольких летних месяцев жителями Хельсинки, которые жертвовали свой один выходной день для общественных работ на перешейке.

-2

По плану, который так до конца и не успели реализовать, «линия Маннергейма» состояла из легких приграничных укреплений, большого предполья и собственно самого укрепрайона, разделенного на пять секторов:

1. Тайпалеенский сектор, упиравшийся своим левым флангом в Ладожское озеро, а правым – в озеро Вуоксенярви. Передний край укреплений этого сектора, запиравшего Кексгольмское направление, проходил по берегу озера Суванто и реки Тайпалеенйоки.

2. Салменкайта-Суммский укрепленный сектор, перекрывавший выходы к городу Антреа, упирался флангами в озера Вуоксенярви и Муолаярви.

3. Ляйпясуо- Суммский сектор защищал наиболее важные шоссейные и железные дороги, идущие через перешеек на Виипури (Выборг). Слева этот сектор упирался в озеро Муолаярви, а справа – в Куолемаярви.

4. Приморский укрепленный район, прикрывавший правый фланг «линии Маннергейма» со стороны моря и запиравший подходы к Виипури с моря, состоял из опорных пунктов Кархула, Колккала, Хумалйоки и Койвисто.

5. Выборский сектор прикрывал ближайшие подходы к городу.

На бумаге все это действительно производило впечатления чего-то очень внушительно. Однако, в реальности укрепрайоны представляли из себя нагромождения гранитных глыб и поваленных вековых деревьев. Большинство ДЗОТов было построено из гранита, которым изобилует Финляндия, но который сильно уступает по крепости бетону.

-3

Однако, сам по себе Карельский перешеек, являясь единственными естественными воротами в страну (территории на восточной границе покрыты непроходимыми таежными лесами), иссечен многочисленными озерами и болотами, что делает его идеальным местом для сдерживания противника. Этот перешеек можно по праву назвать финскими Фермопилами.

-4

Техническое оснащение финской армии также отставляло желать лучшего. Несмотря на попытки форсировать программу строительства вооруженных сил, к началу войны Маннергейм успел сформировать только 9 новых дивизий из 19 запланированных. Сам генерал оценивал вооруженные силы Финляндии весьма скептически: системы ПВО и противотанковой защиты крайне слабые, ВВС укомплектованы только на 50 процентов, малочисленный танковые парк состоит из машин времен первой мировой войны, количество артиллерии явно недостаточно. Всего в армии было 15 дивизий, из которых 3 не имели оружия, а одна – артиллерии. Густав Карл фон Маннергейм знал все это лучше, чем кто-либо другой, поэтому, когда в конце 38-го года Рюти рассказал ему о предложениях Москвы, генерал посоветовал премьеру согласиться не только на советские базы, но и на незначительные территориальные уступки. Маннергейм считал, что Финляндия без особого ущерба для себя может отодвинуть границу на Карельском перешейке на 20-30 километров севернее.