Проблема разрешилась неожиданно.
25 ноября жительница Рязани Надежда Алексеевна обратилась к новостному порталу Рязань.Лайф с просьбой придать огласке её проблему. Дело в том, что она является пенсионером и инвалидом второй группы, а данной категории населения полагаются субсидии по оплате ЖКХ.
Получение субсидии предполагает предоставление определённых документов и справок, а также отсутствие долгов по коммунальным услугам. В случае, если нужных бумаг нет, то выплата субсидии приостанавливается. Мера социальной поддержки осуществляется каждые полгода, и является компенсацией расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг ЖКУ, то есть часть суммы возвращается. Люди собирают все необходимые подтверждения, чтобы вовремя её получить. Надежда Алексеевна из их числа, однако однажды столкнулась со странностями и вывихами нашей системы.
Пенсионерка всегда вовремя оплачивала счета и подавала нужные документы в соответствующие органы, получая законную компенсацию. В октябре 2017 года ей отказали в получении, ссылаясь на наличие долга в размере около трёхсот рублей. Долг, вероятней всего, появился из-за того, что оплата была произведена преждевременно и программа её просто не успела зафиксировать. Надежда Алексеевна заплатила раньше, чтобы проблем в дальнейшем не возникло, ведь, будучи инвалидом второй группы, у неё нередко обостряется заболевание и приходится ложиться в больницу на целый месяц. Стоит отметить, по законодательству подтверждённое стационарное лечение является уважительной причиной.
Субсидию не предоставили, но женщина просто так руки не опустила. Разумеется, что над всем главенствует закон, вот только существуют ещё и жизненные условия простого бытового уровня. Надежде Алексеевне пришлось колесить по разным концам города, искать нужные инстанции, доказывать свою правоту. Это беспрецедентный случай, ибо любой другой на её месте давно бы плюнул на всё и ругался бы только сидя на кухне. Пенсионерка – инвалид всё-таки нашла нужные доказательства, но и здесь столкнулась с существенными преградами.
Органы социальной защиты 3 октября во время очередного оформления субсидии на следующие шесть месяцев не приняли у пенсионерки заявление и документы, хотя по закону обязаны были принять и дать письменный отказ в предоставлении субсидии, если на это имелись основания, например долги. Когда дело дошло до суда это стало главным аргументом не в пользу пострадавшей.
В суде представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Рязанской области заявила, что у них нет заявления от пенсионерки, и поэтому ей не выплатили субсидию за 3 месяца. Можно только догадываться, является ли произошедшее фактом нарочного лишения субсидии с целью экономии бюджетных средств, либо несовершенством законодательной базы по данному вопросу или вообще служебной халатностью.
За время долгих разбирательств у человека скопилось множество отказов и отписок, с подписью чиновников различного уровня. Субсидию восстановили только на следующий период, когда все документы собирались заново.
Надежда Алексеевна решила не останавливаться и идти до конца, ведь легко догадаться, что случай далеко не единичный, просто люди не желают бороться. Нужно было докопаться до самой сути возникшей коллизии. Очень трудно искать правду одному, а в конкретном случае человек с активной жизненной позицией, часто не имея свидетелей, остаётся один на один перед целым государственным аппаратом.
Сначала журналист Рязань.Лайф вместе с пенсионеркой отправился к юристу из аппарата Рязанской областной Думы Ратнеру Алексею Владимировичу, который предоставил нам бумажные ответы, где изложил, как можно поступить с точки зрения юриспруденции и куда можно обратиться дальше.
Затем мы пообщались с Председателем Комитета Рязанской областной думы по социальным вопросам Пупковым Сергеем Викторовичем. Разговор был продолжительным, позиция Надежды Алексеевны излагалась чётко и ясно. В результате Сергей Викторович добился, чтобы нас записали на приём в Министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области.
На следующий день нас принимала первый заместитель министра Карпенко Елена Владимировна. В качестве журналиста присутствовать не удалось, так как чиновница не была готова к разговору со СМИ. Сначала последовали разные реплики и беседы по телефону с человеком, отвечающим за связь с новостными изданиями.
В качестве свидетеля тоже не пустили, хотя во время судебных разбирательств отсутствие тех, кто мог бы подтвердить, играло большую роль, ведь никто больше не видел, что у Надежды Алексеевны не взяли заявление. В итоге удалось договориться о присутствии журналиста только в качестве гражданского лица. Мы получили необходимую «бумажку» и сели наконец-таки за стол в кабинете чиновницы. Появились там и другие должностные лица, работники министерства.
На руках у нас были документы с подписью Елены Владимировны Карпенко и она сразу вспомнила, что заочная переписка велась. Пенсионерка Надежда Алексеевна представила своё видение происходящего, основываясь на имеющихся у неё доказательствах. Изредка в речи прослеживалась некоторая эмоциональность, но это вполне объяснимо, ведь пенсионерка уже год «обивает пороги».
В начале разговора должностные люди твёрдо стояли на собственном мнении, но потом стало видно их понимание проблемы конкретной гражданки. По-человечески заместитель министра встал на сторону пожилого человека. Решить тупиковый вопрос в рамках регулирующего постановления не представляется возможным, ведь задним числом субсидию вернуть нельзя. Отчётность министерства перед Счётной палатой не позволяет это сделать. А новое судебное разбирательство привело бы к судебному решению схожему с предыдущим. Тогда чиновница предложила подать заявление на получение материальной помощи в качестве компромисса.
Надежда Алексеевна согласилась и предоставила необходимые документы, которые имелись с собой. Остальное она принесёт немного позже. Парадокс в том, что недавно пенсионерка обращалась с жалобой в областную Думу к председателю Думы Аркадию Васильевичу Фомину, который направил письмо в Министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области с просьбой решить эту проблему путем оказания материальной помощи, а также провести служебную проверку по данным обстоятельством о лишении субсидии. Из Министерства пришел ответ, что в материальной помощи они отказывают, наверное, посчитали что пенсионерке и так достаточно финансов. За этим Рязань.Лайф будет следить, ибо тут станет ясно чего стоит слово заместителя министра.
Если делать вывод из сложившейся ситуации, то он сейчас не может быть однозначным. Если это бреши в законе, то ни региональная Дума, ни министерство их не аннулирует, тут надо копать вплоть до автора законопроекта в Государственной Думе. Если же это неформальный сговор чиновников, которые могут сегодня одного, а завтра другого лишить положенных выплат под тем или иным предлогом, то доказать круговую поруку тоже практически невозможно. А может быть, мелкий работник социальной службы просто перестраховался, увидев долг по оплате ЖКХ. Почему не взяли заявление тоже загадка, ведь с одной стороны обязаны, а с другой их нужно письменно об этом попросить, отправив например письмо через МФЦ или почту.
Здесь важно совсем другое. Человек, попадая в неловкую ситуацию, вынужден прочесть кучу законов и обойти множество кабинетов. Силы тут всегда неравны, особенно если он одинокий пенсионер или инвалид. Сложно добиться встречи с губернатором или в приёмной президента, много там различных проволочек. В данной ситуации тоже не угадаешь, какая у чиновницы была мотивация.
Возможно только благодаря тому, что рядом находился журналист, хоть и формально выступающий в роли обычного гражданина, сердце бюрократии дрогнуло, и на миг наполнилось сочувствием. Или напористость Надежды Алексеевны сыграло важную роль, и проще было признать её правоту. Так или иначе, но это можно считать маленькой победой. Но ведь никто не знает, сколько в нашем регионе тех, кто так и не дошёл до министра, а местные СМИ не взялись за проблему…
На момент подготовки материала появилась информация о том, что Президент Владимир Путин подписал новый закон, который регулирует данную проблему. Согласно ему, граждан, имеющих права на субсидии, освободят от того, чтобы они сами собирали документы об отсутствии долга, этим будут заниматься соответствующие службы. В жилищном кодексе по-прежнему предусматривается отказ в субсидии на жилищно-коммунальные услуги, если долг по оплате имеется. Но этот долг должен быть установлен судом. И это правильно. А то получается, что простая некомпетентность сотрудника социальной защиты может повлечь лишение средств к существованию человека, у которого вся пенсия уходит на оплату ЖКУ. Поправки в статьи начнут действовать с 2021 года.