Я уже упоминала, что кризис трехлетнего возраста у нашего Димы случился довольно рано, в два с половиной. Акселерация, чтоб его.
Впрочем, смотрю, сейчас у многих так. Так что это уже не оригинально.
Оригинальным было то, что тогда никто не называл дух противоречия, вселившийся в милое дитя, каким-то там кризисом.
Просто вот дано, что мальчик отрицает все, что происходит вокруг. Чего ни предложи, что ни назови - на все следует решительное "Нет!". Даже на собственное имя.
- Ты Дима?
- Нет, я не Дима!
- А кто ты?
- Никто!
Ну и так далее в том же духе.
Каких-то инструкций у нас особо-то не было. Книжка Никитиных про то, как заниматься с их развивашками, а перед этим как самим их сделать, коли руки нужной стороной прикручены.
Да воспоминания о том, что я в свои школьные годы ухитрялась вычитать в журнале "Семья". Неплохой журнал был, кстати. До сих пор оттуда что-то помню. Хотя лучше всего помню страшные картинки с детьми-головастиками. Не знаю, кто там у них был художником, но пропорции - явно не его конек.
Сложив все эти знания, мы не хуже Гегеля пришли к философскому выводу, что для развития необходимо отрицание отрицания.
И начали работать не опережение. Мальчик хочет говорить "Нет"?
Ну и чудненько, мальчик хочет, пусть мальчик и говорит. Главное, успеть его опередить хоть на немного.
Сказать все возможные "Нет" заранее.
Если до того ребенок укладывался спать со слезами и криком "Не хочу-у-у-у!", причем таким, фирменным, с подвывом, соседи вообще думали, что мы его истязаем, то теперь укладывание в кровать стало выглядеть примерно так:
- Не Дима! Ни в коем случае не ложись спать! Спать нельзя! Спать запрещено! Мы запрещаем тебе спать!
После чего ребенок немедленно нырял под одеяло, сворачивался поудобнее, а через несколько минут уже сопел в две дырочки.
Благо дитя обычно было порядком умотанным, а не спало исключительно из принципа. Не потакать же родителям, ишь чего, распоряжаются.
Тут же появлялся уважительный повод прекратить борьбу со сном, при этом оставшись победителем. И мальчик моментально отрубался.
Понятное дело, что со следующими детьми было легче. Особенно с младшей. Там старшие уже сами были вполне большими и разумными, так что радостно подхватили идею.
А идея оказалась отличной. Срабатывала еще не раз. Правда, там приходилось уже не так откровенно действовать. Дети стали старше, умнее, хитрее и сообразительнее.
Тем не менее, принцип "Хочешь, чтобы ребенок что-то сделал - запрети ему это!" работал еще очень долго.
Очень неплохо получалось с книгами. Хочешь, чтобы ребенок книгу прочел, скажи ему, что это читать еще рано. Он еще не дорос. Ему вообще такое читать нельзя, может плохо повлиять. И книгу убрать подальше. В идеале под замок, но в наше время книжных шкафов с ключами в квартирах уже не водилось.
Мы так довольно много внеклассной литературы причли. Хорошо помню короленко и Катаева, но совершенно точно еще кто-то был.
Жаль, потом дети нас раскусили, к тому же подросли. И фокус уже не срабатывал. А было так удобно!
Фото pixabay.com
Текст мой.
Если понравилось, пожалуйста, ставьте "палец вверх" и подписывайтесь на мой канал!