Старая история, которая никогда не должна быть забытой. Хотя сегодня в нашей стране она становится неприметной, но она никогда не будет забыта в Швейцарии, где это и произошло. Вы помните, как в школьном учебнике вы читали об Арнольде фон Винкельриде, великом герое Швейцарии? Стоит сегодня упомянуть его имя в швейцарских Альпах, как у людей покраснеет лицо, и слёзы потекут у них по щекам. Много лет назад...
Швейцарцы — это миролюбивый народ. Это немцы, которые очень много столетий назад ушли в горы, где нет руды и ничего такого.
Много лет назад в высоких швейцарских горах, когда они учреждали своё... своё царство или, я бы сказал, своё правительство, они не были военной страной. Это был миролюбивый народ.
И однажды, когда захватчики пришли в их земли, они вытаптывали всё, что у тех было. Ничего, ничего не получалось, что бы те ни строили. Те скатывали с гор камни, а этим ничего не было. И они прижали швейцарскую армию к полю у подножия горы.
А в Швейцарии такая красота, я наблюдал за ними, как они занимаются сельским хозяйством в низинах, а потом идёт скот, а если дальше в гору, там овцы, и так до самой вершины, где они разводят коз.
И там на горе эта небольшая армия была вооружена тем, что попалось им под руку: щитами, палками и пилами, и что у них там было, и вилами. Их прижала огромная армия чужестранцев, которая шла, как сплошная кирпичная стена. Они все до единого были натренированы, большие копья, и они маршировали вперёд, сомкнув ряды, прижимая эту небольшую швейцарскую армию к горе. Они были в безвыходном положении. Всё, что они перепробовали, потерпело полный провал, и ничто не могло их спасти.
Через какое-то время среди них раздался крик человека, Арнольда фон Винкельрида. И он выступил и сказал: "Братья, сегодня я умираю за Швейцарию и её свободу". Он сказал: "Мы любим свою родину и то, за что боролись наши отцы, и то, чем наши отцы хотели нас обеспечить. И сегодня наша стабильная экономика под угрозой. И сегодня я добровольно отдаю жизнь за Швейцарию". Он сказал: "Там за горой — мой родной дом и моя милая, любящая жена и мои детки, ожидающие моего возвращения. Но, — сказал, — на этой земле я их больше никогда не увижу". Он сказал: "Сегодня я умру за Швейцарию".
Его спросили: "Что ты сделаешь, Арнольд фон Винкельрид?"
Он сказал: "Идите за мной. Я расстрою ряды войска, я расстрою их гарнизон, и тогда берите всё, что у вас есть, и сражайтесь изо всех сил. Как воины, сражайтесь тем, что у вас есть, изо всех сил".
И он вскинул руки и, медленно подходя, посмотрел, откуда приближалась самая гуща копий. И он вскинул руки и закричал: "Дорогу свободе!" И он побежал к той приближающейся кирпичной стене. "Дорогу свободе!"— закричал он и побежал в самую гущу копий, обхватил руками копья и собрал их себе в грудь, и умер. А швейцарцы последовали за ним с тем, что у них было под рукой. Это настолько подняло дух, что у тех расстроились ряды, у них начался полный беспорядок, они не знали, что делать. И швейцарцы напали и одержали победу, и с тех пор в Швейцарии никогда не было войны. В Швейцарии об этом ещё долго будут помнить; пока существует Швейцария. Арнольда фон Винкельрида будут помнить. Но...
Это замечательный героический поступок, которому нет равных, но это незначительно, совсем незначительно по сравнению с тем, как однажды, когда сыны Адама...
Ведь закон подвёл, и правосудие пророков подвело, так как закон был слаб и не мог спасти через жертву агнца. Кровь животного и дух животного не могли возвратиться — это был провал. Сатана это прекрасно понимал. И хотя правосудие Божье низводило огонь и сжигало пятидесятки, и пророки обрушивали на землю суд, люди постоянно шли в погибель. Не оставалось никакой надежды. Бог послал закон, Бог послал пророков, и все они потерпели провал. Для человечества не оставалось никакой надежды.
Однажды из среды сфер Славы выступил Сын Божий. Он сказал: "Ныне Я пойду и освобожу сынов Адама". И когда Он там стоял, когда никакой надежды...
Дьявол насылал на нас болезни, он взваливал на нас грех, и нам приходилось это принимать — этого требовало правосудие закона. А если мы отказываемся принимать закон, а закон нас всех осуждает, то будет приведено в исполнение только правосудие. Выхода не было, мы ничего не могли поделать.
И Он нашёл слабое место вовсе не через теологию и не через строительство семинарий или воздвижение церквей, но Он направился туда, где была самая гуща копий — прошёл долиною смертной тени. И Он собрал руками смерть и болезнь в Свою грудь, а назад послал Святого Духа в день Пятидесятницы и отдал Его в наши руки, и потребовал, чтобы каждый сын Адама сражался, как только умеет. Хотя вас будут высмеивать, хотя вас будут преследовать, хотя вас будут обзывать святошей и по-всякому — сражайтесь изо всех сил, потому что победа гарантирована. И благодарение Богу, враг разгромлен, его гарнизоны разбиты, и великий Вождь нашего спасения ведёт сегодня вперёд посредством крещения Святым Духом.
О-о, сыны и дочери Адама, зачем вам сидеть здесь и ждать смерти? Давайте поднимемся и сделаем что-нибудь. Давайте возьмём то, что у нас есть, даже если это всего лишь смертные уста, которые ещё могут шевелиться. Давайте воздадим славу Богу! Давайте благодарить Его за наше спасение.
Если вы грешник, вы никогда не сможете вызволить себя из каменоломни этой земли, из которой Бог извлёк вас взрывом Евангелия. Но стойте спокойно и позвольте Богу распиливать вас, чтобы поместить вас в строение.
Если вы больны, запомните, Иисус победил и смерть, и ад, и болезнь, и могилу, и всё, когда Он умер за вас на Голгофе. Давайте возьмём сегодня утром то, что у нас есть, и будем сражаться, как только умеем.
Из проповеди "Духовное усыновление"
Арнольд фон Винкельрид — легендарный швейцарский народный герой, борец за независимость от Габсбургов, участник битвы при Земпахе (ХIV век).
Винкельрид считается жителем кантона Унтервальден. В ходе битвы под Земпахом он принял на себя удар вражеских копий, чем обеспечил победу швейцарского войска над герцогом Леопольдом Австрийским.
Для швейцарцев Арнольд фон Винкельрид стал воплощением самопожертвования во имя спасения родины.