Найти тему
1,3K подписчиков

Судебное финансирование как инструмент для увеличения стоимости имущества банкрота

Финансирование судебных издержек третьей стороной обещает стать такой же обычной схемой при разбирательствах в банкротствах, как и гражданском судопроизводстве. Сегодня судебное финансирование успешно применяется в Америке и Европе. Приживется ли эта практика в России?

Финансирование судебных издержек третьей стороной обещает стать такой же обычной схемой при разбирательствах в банкротствах, как и гражданском судопроизводстве.

Сегодня беззалоговые кредиторы сталкиваются с проблемой возвращения задолженности при корпоративных банкротствах. Как правило,привлекательные активы должника распределены задолго до того, как он подает заявление о банкротстве, тем самым оставляя только неликвидную часть имущества в пользу второстепенных кредиторов. 

Существующий тренд в большинстве коммерческих банкротств направлен на быструю распродажу активов дебитора. В результате после распределения прибыли с распродажи среди основных кредиторов, перспектива получения существенных материальных средств беззалоговыми кредиторами становится весьма отдаленной. 

Согласно американскому Кодексу о банкротстве, когда в процессе банкротства у дебитора не хватает средств расплатиться с кредиторами, то последним переходят права на расторжение договоров и подачу других судебных исков против третьей стороны. 

Эти юридические права имеют свою ценность только тогда, когда в наличии имеются средства, позволяющие настойчиво добиваться удовлетворения исков в пользу без залоговых кредиторов. Без таких средств дебитор не сможет подать иск или же будет вынужден согласиться на удовлетворение своего иска за незначительную сумму. 

Правовое финансирование процесса банкротства может оказаться нелегкой задачей, особенно тогда, когда после расплаты с основными кредиторами, оставшихся средств едва хватает на ликвидацию и другие административные расходы. 

Именно в этих случаях индустрия инвестирования в судебные процессы может стать незаменимым инструментом для раскрытия истинной стоимости имущества банкрота. В результате бурного роста этой индустрии на Западе, за последние десять лет сформировался целый ряд инвестиционных фондов, объем каждого из которых исчисляется сотнями миллионов долларов. 

Эти фонды специализируются на предоставлении финансирования истцам и представляют интересы своих инвесторов - как институцианальных (инвестиционные банки, пенсионные и хедж фонды), так и частных физических лиц. 

В случае банкротств финансирование судебных издержек может быть использовано любой стороной, преследующей интересы банкрота, будь это сам дебитор, комитет кредиторов или члены правления; и на любой стадии – до или после утверждения процедуры банкротства. 

При условии, что активы составляют определённую ценность, финансирование судебных издержек дает возможность представителям банкрота оплачивать административные расходы, исследовать возможные дополнительные источники взыскания задолженностей, оплачивать услуги финансовых и других консультантов. Если дело, финансируемое судебными инвесторами, оканчивается мировым соглашением, арбитражным решением или же решением суда, инвестору выплачиваются вложенные им средства и заранее согласованный доход. 

Если же разбирательство заканчивается неблагоприятно для истца, то инвестор теряет деньги. 

В Соединенных Штатах инвесторы судебных процессов не влияют на ход дела. Например, инвесторы не могут повлиять на выбор представителей в суде, на компромиссный исход дела или на общую стратегию ведения судебного процесса. В то время, как инвесторы могут высказывать свое мнение на каждую из этих тем, окончательное решение принадлежит самому клиенту. 

Также существует практика гарантии минимального объема возврата средств или активов в пользу собственности дебитора в ходе определенного судебного процесса. Например, в деле In re Complete Retreats, No. 06-50245, 2011 WL 1424579 (Bankr. D. Conn. 2011) арбитражный управляющий заключил договор со своимправовым инвестором о том, что после утверждения суда, последний выплатит премию за право предоставлять финансирование иску, поданным внешним управляющим против отчуждения имущества дебитора обманным путем. 

Продолжение на сайте «PLATFORMA.MEDIA»