Найти тему
Наше кино

"Москва-Кассиопея" и "Отроки во вселенной": интересные факты о спецэффектах в фильмах

Оглавление

Премьера фильма «Москва - Кассиопея» состоялась 23 сентября 1974 года, а премьера фильма «Отроки во вселенной» состоялась 25 марта 1975 года.

Помимо хорошей игры актеров и интересного сюжета в этом фильме многих впечатлили спецэффекты. О них мы в сегодняшней статье и поговорим.

Секрет невесомости

Вообще, спецэффекты в фильме удивили даже создателя голливудских блокбастеров Стивена Спилберга, изучавшего опыт комбинированных съемок советских кинематографистов. В одном из интервью он искренне восхищался: «Как это русским в начале 1970-х, когда еще не было компьютерной графики, удалось так мастерски снять невесомость?».

Ответ на вопрос, как создавалась невесомость в фильме, известен инженеру-конструктору, ветерану Ялтинской киностудии Валерию Павлотосу, которому, собственно, и принадлежит идея «невесомости» в кадре, выдвинутая на тот момент время.

Для реализации идеи Валерия Павловича на Ялтинской киностудии был построен огромный пейзаж — 18-метровый «Коридор звездолета». Пейзаж вращался вокруг своей оси, как барабан револьвера. Вращение обеспечивалось внешними роликовыми подшипниками. И оказалось, что при вращении пол коридора вместе с закрепленной кинокамерой «уходил» вверх к стене, стена перемещалась к потолку и так далее по кругу. По сценарию первый космонавт входил в кадр и попадал в клей.

Он нагнулся, чтобы расстегнуть ботинок, и в этот момент образовалась брешь в сборке. В этом положении мальчика фиксировали корсетом. Затем коридор начинал вращаться, и другой мальчик практически бежал по стене и потолку, но на самом деле он все время двигался горизонтально. При первом дублировании в этот момент — когда мальчики встретились лоб в лоб — случилась курьезная вещь.

Забыли о гравитации, и у мальчика с заклеенным ботинком, который для зрителя лежал на полу (но был закреплен вверх ногами), вдруг волосы встали дыбом! Пришлось надеть на голову сетку. Потом был еще один перерыв, мальчик выпустил ногу из ботинка и побежал дальше по коридору, когда в отсек «влетел» третий пилот.

Пола и стен он не касался, потому что был прикреплен ремнями, спрятанными под одеждой, к стальной трубе и накрыл ее своим телом от кинокамеры... Так что "невесомость" моделировалась не для одного человека, а сразу на троих!

Говорят, что шведские коллеги-кинематографисты оборвали все студийные телефоны с просьбами предоставить им раскадровки и планы надстройки, где снималась невесомость.

Внутренний интерьер корабля

Весь антураж межпланетного корабля состоял из устаревших или бесполезных приборов. Симуляторы, использованные в фильме, были позаимствованы со складов дизайн-агентства имени Королева и Звездного городка.

Во время съемок сцены в «профилактической камере», когда ребята заливались от души хохотом, роботы были не виноваты. Просто актерам в то время показывали "Ну, погоди" - так они веселились.

Все трюки исполнялись самими ребятами без дублеров. Однажды из-за очередного прокола техниками Мише Ершову, игравшему капитана корабля, пришлось 20 минут висеть вниз головой привязанным к плите.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Чтобы снять сцену «приземления» первой разведывательной капсулы на поверхность, на специальную железную сковороду вылили горючую жижу и подожгли. Огонь взметнулся вверх и, гонимый ветром, помчал камеру и режиссера, стоявших рядом. У Викторова даже рукав пиджака оплавился.

На съемках сцены «Лоб в пакете» Басова действительно запихнули в пакет, и комбинаторы на фоне черного бархата, на специальной подставке, таскали его туда-сюда. Володе было очень тяжело и довольно плотно. Давай, сиди в скрюченном состоянии не один час! Да еще под светом, от которого все равно нечем дышать. Тоже в полиэтиленовом пакете...

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Общение роботов — свист — было в сценарии. Но рука на подбородке, мелодия флейты, улыбка - все это придумал замечательный актер Саша Вигдоров. Сыграл спортсмена и младшего брата Паши Козелкова двадцать семь лет спустя.

Костюмы актеров

Художники по костюмам не предусмотрели незаметного, на первый взгляд, обстоятельства. Съемки продолжались больше года, и, конечно же, дети выросли. Режиссер фильма пришел в ужас, когда через некоторое время обнаружил, что ребята не влезают ни в один из костюмов и пришлось раскошелиться на новое обмундирование.

Костюмы «роботов» изготавливались из толстого прорезиненного синтетического материала, что делало их очень неудобными. Костюм носили как комбинезон, душно и тепло. Головы исполнителей - резиновые шапочки для плавания, усыпанные настоящими гвоздиками, плюс грим.

Мало кто знает, что юные покорители вселенной, порхавшие по всей картине в великолепных серебристых костюмах, не удовлетворились этим чудом русского пошива. Костюмы были сделаны из какой-то экспериментальной ткани. Серебро, которым он был покрыт, постоянно стиралось и оставалось на пальцах несчастных актеров. Когда они умывались, из рук текла серо-коричневая вода.

К сожалению, никому из героев не разрешили оставить на память хоть какой-то уникальный космический гаджет — бутафорию пришлось сдать всю целиком, вплоть до последней пуговицы. Говорят, девочки ужасно любили сапоги с якобы магнитной подошвой. Они были сделаны из удивительно мягкого материала, а их платформа свела бы с ума самых искушенных модниц той эпохи.

Замечательная получилась дилогия!