Найти тему
Журнал book24.ru

«Жизнь — вредная штука. От нее все умирают». Станислав Ежи Лец – мастер «безвыходного юмора»

Оглавление
Беда смеху не помеха, или как из трагедий и трудностей рождались хлесткие афоризмы.

Хороший сарказм и умение составить хлесткую, до боли правдивую и при этом забавную фразу – настоящее искусство, и без таланта в нем не обойтись. У польского гения сатиры Станислава Ежи Леца его было в изобилии. Родись он позже, стал бы звездой Твиттера – что ни фраза, то емкий и сногсшибательный афоризм.

Юмористов нередко обвиняют в пустом насмешничестве, но с Лецем такой номер не пройдет. Он мог писать и о войне, и о холокосте, и о политическом давлении, потому что сам пережил все это, оттого его юмор такой цепляющий, блестящий и с заметным горьким подтекстом. У сатирика была непростая судьба, зато на каждую выпавшую трагедию он отвечал блестящим творчеством.

"Жизнь — вечный труд, даже глупость и то надо «сделать»!"

-2

При рождении Лец был не Лец, а Станислав Ежи де Туш-Летц. Кстати, «Летц» в переводе с идиша значит «насмешник», «балагур» – судьба словно специально поселила мальчика в этом роду. Для отличного псевдонима оставалось только слегка подкорректировать вторую часть фамилии.

Счастливо избежав кровопролития Первой мировой войны (семья на это время переехала в Вену), Лец закончил юрфак Львовского университета и стал баловаться стихами. Первые его опыты, подготовленные для печати в газете, пришлось сокращать, так как в них нашлись откровенно нецензурные строки. Веселыми они не были. Лец начинал с пессимистичных и довольно тяжелых стихотворений, в которых сплелись философские размышления и антивоенный настрой: «Жизнь — вредная штука. От нее все умирают».

Первый его сборник опубликовали в 1933-ем году, там же появились и юмористические зарисовки. В 1935-ом и 1936-ом вышло еще две книги, полные сатиры и шуток. Лец вошел во вкус. Он переехал в Варшаву, стал активно публиковаться в журналах и газетах и, как это часто бывало в то время, очень скоро погорел на политике: пропаганда идеи антифашистского сопротивления понравилась не всем. В воздухе запахло страшными событиями…

"Порою время леденит у людей кровь в жилах, чтобы не разлагались"

-3

Лец никогда не хвастался, да и вообще мало говорил о том, как провел военные годы, только признавался, что это были страшные времена. Между тем, пережил он столько, что хватило бы на десятерых. В 1941-ом году нацисты отправили его сначала в Яновский концлагерь, затем перевели в Тернополь. Там он провел два года. Дважды Лец пытался бежать, и после второй попытки его решили расстрелять.

Он должен был сам вырыть себе могилу и даже начал, но тут палач зазевался, а зря: сатирик оказался не лыком шит. Поймав момент, он вдарил по нацисту лопатой и все-таки сбежал. Правда, сейчас многие исследователи сходятся во мнении, что это – всего лишь легенда, и на самом деле Лец просто бросился бежать и счастливо уклонился от пуль, которые неслись ему вслед. Так что каждый может сам для себя решить, мог сатирик убить кого-то лопатой, или нет.

Ему удалось добраться до Варшавы. Отсиживаться он не стал и занялся подпольной прессой: редактировал статьи, писал и печатал стихи. Но и этого ему показалось мало. Позже Лец присоединился к партизанам, а затем поступил в польскую армию в звании майора.

"Многие из тех, что обогнали свое время, вынуждены потом его дожидаться в не слишком удобных помещениях"

-4

Стих шум войны. Казалось бы, можно спокойно вздохнуть. Но не тут-то было. Под давлением коммунистов в Польше настали совсем неблагоприятные условия для творческих людей, особенно таких, как Лец. Конечно, хочешь шутить – шути, но будь добр, по заданным темам и только с проверкой цензоров. Сатирика это совсем не устраивало. Он решился на очередной смелый шаг и уехал в Израиль, который только-только обрел независимость.

Однако, прожил там Лец недолго. Несмотря ни на что, он тосковал по родным краям, вскоре не выдержал и вернулся в Польшу, где его теперь отказывались печатать. Чтобы хоть как-то обеспечить себя, Лец взялся за переводы с немецкого.

Его терпение было не напрасным: в 1956-м году Леца снова начали печатать. Еще десять лет он творил, печатался и получал заслуженную любовь соотечественников и читателей зарубежья: его стишки и афоризмы пользовались завидной популярностью и разлетались по самым разным странам. Особенно хорошо разлетелся сборник «Непричесанные мысли», впервые вышедший в 1957-ом году.

Сатирик скончался в 1966-ом от продолжительной болезни. Ему было всего 57 лет. Но он собрал и оставил нам богатое наследие: множество поводов посмеяться и хорошенько подумать.

Когда людям не до смеха — рождается сатира.

А какие меткие афоризмы Станислава Ежи Леца знаете вы? Делитесь в комментариях!

До новых книг!

Ваш Book24