В этом году исполняется 35 лет фильму Эльдара Рязанова "Жестокий Романс", снятому по мотивам пьесы Александра Островского "Бесприданница".
Экранизация "Бесприданницы" изначально вообще не входила в планы Эльдара Рязанова. "Не то, чтобы я не любил этой пьесы..." - вспоминал позже режиссер - "Она, как принято говорить, не находилась в русле моих режиссерских интересов..".
После съемок "Вокзала для двоих" у режиссера возникла пауза между съемками, он долго перебирал идеи следующего фильма. В итоге он подал заявку на экранизацию пьесы Людмилы Разумовской "Дорогая Елена Сергеевна", ему даже дали предварительное согласие, но в конце 1982 года пришел безоговорочный отказ.
Жена Эльдара Рязанова подсказала ему почитать "Бесприданницу", и режиссер принял решение: "Буду снимать".
В главных ролях Паратова и Карандышева он сразу увидел Михалкова и Мягкова, поэтому, прежде чем приступить к подготовке к съемкам, режиссер спросил согласие на съемку у актеров.
В принципе, на все остальные роли актеров Рязанов подбирал практически без проб. Кроме ключевой героини - Ларисы Огудаловой.
На роль Ларисы режиссер после долгих и мучительных раздумий взял недавнюю выпускницу ЛГИТМИКа Ларису Гузееву.
"Я не был в ней уверен до конца, не все в ней устраивало, но все актеры-партнеры проявили великолепную солидарность, доброе отношение к молодой артистке, поддерживали ее, ободряли, делились своим опытом… Поначалу ее профессиональное невежество было поистине безгранично, но когда снимались последние эпизоды, работать с ней стало значительно легче" - позже вспоминал режиссер.
Написанием сценария на основе пьесы Островского занимался сам режиссер. Весь сюжет первой серии - это буквально первых 11 страниц пьесы.
"В самом начале пьесы Островского на 11 страницах текста Кнуров и Вожеватов долго вводят зрителя в курс дела относительно того, что происходило в семье Огудаловых за последний год", — рассказывает режиссер. — "Это огромный поток информации, с нюансами, деталями, прямой и косвенной речью других персонажей драмы. Вот я и решил заменить их рассказ показом"
Съемки проходили по большей части в Костроме (в начале фильма было несколько кадров Волжской набережной в Ярославе). Также в фильме сняли два настоящих парохода, один 1914 года постройки, а второй - 1956 года.
Сами съемки проходили в веселой обстановке, которой во многом способствовал Никита Михалков. Он вжился в роль богатого человека с широкой душой, каким был его герой Паратов, поэтому нередко закатывал вечеринки для всей съемочной группы до самого утра. Как положено, с цыганами и песнями под гитару до утра.
После премьеры фильма на него обрушился шквал негатива со стороны критиков. Они обвиняли режиссера в опошлении пьесы Островского, в том, что он все слишком упростил "для народа", и не смог передать ту атмосферу, в которой происходили события пьесы. Его прямо обвиняли в надругательстве и глумлении над российской классикой. Но досталось не только режиссеру.
Молодой Ларисе Гузеевой тоже пришлось не сладко. Её игру называли неуверенной, скованной. Критики говорили, что она теряется на фоне таких мэтров кино, как Михалков, Мягков, Фрейндлих... Тем не менее, эта роль открыла для Гузеевой дорогу в большое кино.
А вот зрителям фильм пришелся по душе: в премьерный год его посмотрело более 22 млн зрителей, а по результатам опроса журнала "Советский экран" в 1985 году "Жестокий романс" признали лучшим фильмом года. А на международном кинофестивале 1985 года в Дели фильм получил главную награду - "Золотого павлина".
А как Вы считаете, удалась ли экранизация Эльдару Рязанову, или критики были правы?