Классификация произведений искусства
Как объяснить другим, что именно вы коллекционируете? Как объяснить самому себе, что вы купили? Эти вопросы кажутся абсурдными, но часто, отвечая на них, приходится ограничиваться общими словами или туманными ссылками на внутренние ощущения.
Чтобы не растеряться, предлагаем вам универсальную классификацию произведений искусства по степени их уникальности, которая используется галереями и аукционными домами во всем мире, и которая поможет сделать ваши траты более осмысленными.
Оригинал / Unique
Уникальное произведение, созданное художником в единственном экземпляре.
Обычно именно такие произведения имеют в виду, когда говорят об искусстве. И не важно, в какой технике они выполнены: маслом или акварелью, из мрамора или из дерева, – важно, что они не предполагают тиражирования. Например, кроме знаменитой «Невозможности смерти в сознании живущего», Демиен Хёрст создал еще шесть работ с акулами в формалине. Но все они имеют разные названия, годы создания, различаются в размерах, а значит, представляют собой самостоятельные произведения.
Разумеется уникальные работы – это лучшие и самые увлекательные объекты коллекционирования. Ведь товар – штучный, других таких не будет. И именно такие бьют рекорды на аукционах. И 24 тысячи евро, например, для работы Анатолия Ганкевича «Читающая» - на фоне 12 миллионов долларов за акулу Хёрста – не дорого.
Впрочем, нижней планки у таких произведений тоже нет, и они могут не оправдать даже собственных материалов. Чтобы правильно прицениться к художественному произведению, учитывайте всю совокупность «уникальностей», заключенных в истории работы и её появлении на рынке.
«Спаситель мира» Леонардо да Винчи, проданный на Christie’s за 450 миллионов долларов, стал самым дорогим не только потому, что создан в эпоху Возрождения. Но и потому, что другого шанса купить вещь, хотя бы издали похожую на Леонардо да Винчи, больше не будет.
Ограниченный тираж / Limited Edition
Лимитированный тираж оригинального произведения. Создается в нескольких экземплярах с непосредственным участием художника. Как правило, тиражи составляют менее 150 штук.
Тираж – слово неприятное, и как будто отбивающее охоту к покупке. Но есть виды искусства, которым без него не обойтись. Это печатная графика, фотография, видео-арт, иногда бронзовая скульптура – те искусства, где художник создает не сами произведения, а клише, по которым их воспроизводят в специальных мастерских, – типографиях, фотоателье или литейных цехах.
Тиражные произведения стоят дешевле оригиналов, но при этом нередко становятся мировыми шедеврами. Например, альбом Пабло Пикассо «Сюита Воллара» 1939 года был продан на Christie’s за 769 тысяч фунтов стерлингов. А офорты Трейси Эмин продаются от 750 до 2500 фунтов стерлингов. В Москве профессионально печатной графикой занимается галерея Shaltai-Editions, там можно найти и Ирину Корину и Андрея Монастырского, Владимира Дубосарского
Снимок Вольфганга Тильманса размером с А4 стоит около 16 тысяч долларов. Здесь важно не спутать «ограниченный тираж» с «неограниченным», о котором речь пойдет ниже, и не переплатить. Простые правила помогут не ошибиться с ценой: лимитированный тираж изготавливается при участии художника, а значит, дата производства тиража должно как минимум совпадать с годами жизни художника. Чем меньше количество копий, тем лучше. В идеале, каждый экземпляр подписывается автором, а на каждом листе, должен быть написан его номер в общем тираже: например, атрибуция тиражной работы Кати Белкиной из коллекции Гридчинхолл выглядит так: «5-й экземпляр лимитированного тиража 9+2 a.p» или «5 / 9 +2». Что значит, «пятая из девяти», а «+2» означает, что автор изготовил две дополнительных копии для себя лично.
Если все условия соблюдены: годы совпадают, номер есть и подпись стоит, можно брать. Снимки Аведона, Ричарда Принса, Синди Шерман и Андреаса Гурски уже стоят как картины модернистов начала ХХ века.
На заказ / Made-to-order
Произведение, изготовленное по заказу, с учетом пожеланий коллекционеров.
На первый взгляд, кажется, что заказ сковывает волю художника, и не дает раскрыться, а на выходе получаются вещи без вдохновения. Слишком много примеров этому мы видим в окружающей жизни, когда главной заботой художника становится вписать картину в интерьер. Но часто правильное восприятие и даже ценность произведения неразрывно связаны с историей его возникновения. Так знаковые полотна Марка Ротко в бордовых тонах 1959 года нужно обязательно рассматривать в контексте золотого интерьера ресторана Four seasons в Нью-Йорке, для которого они были созданы, но были отвергнуты заказчиком как вызов «левого» художника буржуазной публике.
Из диалога художника и заказчика появляются часто любопытные эксперименты. Акционистка Андреа Фрейзер в ответ на просьбу коллекционера сделать для него работу, предложила провести вместе ночь, а видеозапись этой ночи в качестве своего произведения продала ему, а заодно еще нескольким музеям.
Взаимодействие коллекционера и автора может быть как продуктивным, так и контрпродуктивным. И вина за напрасные траты, нулевой эффект и пропавшие инвестиции лежит обычно на заказчике. Совет один: выбирайте автора, посоветовавшись со специалистом, а выбрав, полностью доверьтесь ему. Он художник, ему виднее.
Репродукция / Reproduction
Репродукция оригинальной работы, разрешенная художником или его наследниками.
Мы, конечно, не говорим о репродукциях, которые предлагают в сувенирных магазинчиках музеи или галереи. Речь идет о штучных репродукциях, созданных с ведома художника и авторизированных им. Как правило, художник идет на это, если работа оказалась востребована на рынке настолько, что люди готовы приобрести даже ее репродукцию, с условием, что она будет подписана автором.
Большой выбор репродукций предлагает Музей Эрарта, а на сайте, торгующих печатью на холсте INcolorART, можно купить репродукцию работы Александра Виноградова и Владимира Дубосарского «Земля – чемпион!» из коллекции фонда «Екатерина» размером полтора на два метра за 23 000 рублей.
Нет сомнений, что авторы в курсе производства репродукций с их работ, но получите вы их без подписи, и вообще без всякого документа, что это искусство.
Большой тираж / Editioned multiple
Создается в больших лимитированных тиражах разрешенных художником или его наследниками без непосредственного участия автора.
Художники под конец карьеры все меньше и меньше уделяют внимания старым хитам, и передают права на их воспроизведение типографиям и мастерским, которым доверяют. Из-за этого количество принтов «Банок супа «Campbell» Энди Уорхола не поддается учету, хотя все они пронумерованы. Просто тираж у Уорхола был очень большой и перевыпускался многократно.
«Большой тираж» означает, что на произведении проставлен тираж более 150-ти (иногда свыше 1000) копий, и сам художник не контролирует их производство. Уникальности тут не много, но даже такие произведения, чей тираж превышает 200 экземпляров, могут иногда стоить как оригинальные. Например, цена коробки «Brillo» того же Уорхола, воспроизведенная в 1990 году, доходит до 200 тысяч долларов.
Неограниченный тираж / Non-editioned multiple
Работы, выполненные в неограниченном или неизвестном количестве копий, разрешенных художником или его наследниками.
Известно, что Дали подписал тысячи чистых листов. Гравюры, которые на них напечатали, являются авторизированными, но их тираж «неизвестен», или попросту безграничен. Если вам попались подписанные или заверенные гравюра или фотография, без указания тиража, вы имеете дело c «неограниченным тиражом». Их удобно покупать в интернете, и стоят они недорого. На сайте MoMA можно приобрести мягкую скульптуру Яёи Кусама по цене около 20 тысяч рублей. Это еще одна возможность сэкономить, и одновременно приобщиться к коллекционированию.
Эфемера / Ephemera
Предметы, связанные с художником, созданные или изготовленные для конкретного ограниченного использования.
«Эфемерами» на международном арт-сленге называются предметы, так или иначе связанные с текущей жизнью художника: личные вещи, автографы, прижизненные издания, афиши, пригласительные билеты и т.д. Они приобретают очевидную ценность, если художник умер, и совсем неочевидную, если он жив. Тем не менее, коллекционеры и институции расставляют для себя разные акценты и могут активно собирать «архив» даже живых художников, если считают, что в будущем, это будет иметь культурную ценность. Так МСИ «Гараж» комплектует Архив из эфемер советских нон-конформистов и художников 1990-х, хотя большинство из них еще живы.
Собирать эфемеры, идеальный и недорогой способ прослыть гурманом. Но подходить к такому коллекционированию нужно внимательнее, чем к обычному. В этом деле требуется недюжая эрудиция в выбранной теме и правильные знакомства, чтобы приобретать вещи до того, как они окажутся на свободном рынке. Там цены на эфемеры достигают невиданных высот. В сентябре этого года сенсацией стала продажа на аукционе Литфонда паспорта Виктора Цоя за девять миллионов рублей, а ведь сначала владелец хотел продать его на Avito.
В заключение заметим, что, какие бы у произведения не были тиражи, об их существовании авторы должны хотя бы догадываться, а мастерские – иметь разрешение на их изготовление. Во остальных случаях, вы имеете дело с фальшивкой или сувениром. Избегайте их, пусть ваша коллекция будет настоящей.
(с) Сергей Баландин для Гридчинхолл