Ацтеки, как много в этом звуке... Действительно, для любителей пощекотать нервы на реальном историческом материале, лучше кандидатов не найти! Высокоразвитая культура, воинственность, своеобразное для европейского глаза искусство и, конечно, жадные до крови боги.
Да, ацтеки явно не были гуманистами. Так, в 1487 году при освящении своего главного храма, пирамиды Уицилопочтли, за 4 дня было принесено 80 400 человек! Конвейер смерти работал без перерыва на 4 алтарях со скоростью 14 трупов в минуту.
В это сложно поверить, поэтому многие современные историки полагают, что испанские летописцы специально завысили «счёт», говоря о покорённых ацтеках, чтобы опорочить их в глазах аудитории. Мне доводилось видеть более «скромную» и «политкорректную» цифру в 10 000 жертв того праздника. Впрочем, это все равно почти 2 трупа в минуту!
В общем, у ацтеков не было недостатка ни в кандидатов в жертву, ни в мотивации эти жертвы приносить. Не было у них недостатка и в богах и, скажем так, форматах жертвоприношений.
Об одном из самых шокирующих мы сейчас и поговорим.
Стандартным стереотипом на этот счёт является вырванное сердце, которое талантливо показал в «Апокалипто» старик Мэл Гибсон (в фильме показывались майа, а не ацтеки, однако механика воспроизведена точно). Но не стоит думать, что этот вариант был единственно возможным. Боги ацтеков могли «употреблять» жертвы по разному!
Особенно отличился здесь Шипе-Тотек. Его имя в переводе с языка ацтеков науатль значит буквально «тот, кто с содранной кожей». Изображали его в полном соответствии с именем, то есть с накинутой содранной кожей. Разумеется, такому богу ацтеки не могли не дать целую гору функций. Он был настоящим многостаночником: рождение, смерть, перерождение, сельское хозяйство, растения, восток, весна, золотых и серебряных дел мастера, все это подпадало под его юрисдикцию. Наконец, он был богом чумы, воспалений и кожных болезней.
Жертвы, приносимые этому богу просто так, разумеется, умереть не могли. В зависимости от повода и праздника, им могли просто вырвать сердце, убить в гладиаторском бою, расстрелять из лука. После чего тела жертв свежевали (могли и живьем). Кожу полагалось затем выкрасить в золотой цвет и украсить перьями и камушками.
После чего жрецы божества облачались в этот «костюм» и ходили в нем двадцать дней. При этом они не просто бродили по улицам. Они вполне могли вломиться в тот или иной дом и потребовать подношений своему богу у любой семьи. И им надо было что-то дать. Да, народ был явно не брезгливый.
В общем, жесткий подход испанцев к покорению Мексики, с учётом таких традиций, можно понять, пусть и не простить. Для них видеть такое было шоком, хоть они и были «закалены» войной и собственной инквизицией.
Завершить этот пост можно стихами Бродского, который так размышлял об этом споре.
Все-таки лучше сифилис, лучше жерла
единорогов Кортеса, чем эта жертва.
Ежели вам глаза суждено скормить воронам,
лучше если убийца -- убийца, а не астроном.