На что не стоит тратить время?
Не смотря на последние тенденции, мне кажется, в России все еще сохраняется крестьянско-благоговейное отношение к образованию. Термин выглядит неприглядно, зато полностью отражает суть позиции. Уровень доверия к любому, в прямом смысле без разбора, образовательному источнику очень высок. Что в итоге приводит к такому же сильному негативу и разочарованию.
Образование — это инвестиция в себя. Давайте на примере, когда вы хотите инвестировать свои деньги в акции, ценные бумаги или какой-нибудь стартап, то вы не будете брать первый попавшийся проект, правда? Вы проведете тщательное исследование рынка, изучите биографии создателей, посчитаете доходность. И только потом вложите свои родные деньги. Здесь очень очевидна связь между вложением, риском и экономической выгодой.
Образование — это такой же проект, которому нужны вложения, в котором существуют риски и конечная выгода, чаще всего экономическая (здесь исключением будут только хобби). Но нас учили: “Послушай, пригодится”.
Кому вообще не нужно образование?
В России обязательным является только уровень основного общего образования (9 классов), все остальное — это выбор. Невозможно совершить сознательный выбор, если:
- У вас нет конечной цели. Прежде чем тратить время, силы и деньги, стоит ответить себе на вопрос: “Зачем?”. В идеале, полученное вами образование должно давать какую-то прямую выгоду. Развивать нужную в работе компетенцию. Знакомить с новыми практическими инструментами, которые сделают вас эффективнее и тд. Одним словом, просто послушать — это идея обреченная на провал.
- Вы не проверяете качество. Не все то золото, что блестит. Не все кто за это берутся, могут преподавать (минутка боли от профессионального преподавателя). Образовательные продукты представляют из себя сложную систему, которая должна учитывать множество элементов, чтобы приносить результат. Знания должны быть подобраны, адаптированны и структурированы особым образом. Добавим сюда еще точки контроля, которые должны проверять уровень усвоения, домашнюю практическую работу и обратную связь. Здесь важно все, длинна лекций, работа преподавателя, даже цвет слайда на презентации. Чтобы почувствовать пользу от занятий, нужно выбирать курсы от профессионалов.
- Вы не подбираете курсы по своему уровню. Если вы когда-либо учили язык, то хорошая языковая школа никогда не посадит учеников с разным уровнем владения в один класс. Также и у других образовательных продуктов. Если вы хотите познакомиться с темой, то нужно выбирать курс уровня: вводный. И быть готовым к тому, что вам будут объяснять на пальцах базовые вещи. Если же вы профессионал, то тут понадобятся узко специальные курсы. Правильный и честный выбор уровня — и никаких разочарований.
- Вы не готовы тратить много времени. Интернет сделал образование доступным из любой точки и в любое время. И сразу обесценил усилия всех создателей образовательных продуктов. Где бы вы не смотрели-читали, необходима система работы с материалом. Просто посмотреть будет недостаточно. А на это уже нужно время, гораздо больше, чем идет сам ролик или читается текст.
- Вы не обладаете самодисциплиной. Если верить данным, то онлайн курсы на на Coursera заканчивает около 4%. То есть 96% потратили свое время и не получили конечного результата. Самообразование требует умения доводить начатое до конца.
- У вас нет навыка саморефлексии. Большинство бесплатных курсов не предполагает обратной связи по итогам сделанного от преподавателя. Поэтому если вы не умеете критически оценивать свой результат и делать работу над ошибками, то такой вариант обучения вам не подойдет.
Правильный онлайн курс, какой он?
Посмотреть неплохой список курсов можно здесь: https://habr.com/post/324638/
Если кто-то делает что-то бесплатно, значит он получает за это деньги из другого источника. На самом деле бесплатных онлайн курсов не бывает. Чтобы создать качественный продукт нужно потратить большое количество ресурсов на разработку, упаковку и продвижение.
Поэтому есть два варианта бесплатных качественных онлайн курсов:
- имиджевые продукты
- промо продукты
Имиджевые продукты делают гиганты индустрии — вузы, крупные образовательные ресурсы, профессиональные школы и тд. Цель такого курса — продвинуть бренд создателя. Закрепить за ним репутацию надежного источника, стабильного партнера, производителя качественного продукта. Что, кстати, не всегда реализовано в полной мере. Даже крупные вузы из ТОП-100 порой делают очень странные (читай некачественные) курсы. Но зато они отлично показывают специфику обучения в вузе (на заметку). За создание и продвижение здесь платят будущие слушатели платных программ.
Промо продуктов инстинктивно хочется избегать. Потому что вы понимаете, что в конце будет продажа. Чаще всего промо продукты делают эксперты в какой-то отрасли для того, чтобы дальше продавать свои услуги. Но это отличный способ познакомиться с темой и получить несколько инструментов от профессионала-практика. Главное, не забыть проверить его экспертность прежде, чем тратить время.
8 качеств правильного онлайн курса:
- Он составлен при поддержке профессиональных преподавателей.
- В нем есть логика и блоки. Четко продуман и озвучен тайминг.
- В нем есть контрольные точки, которые проверяют уровень усвоения информации и ваш навык практической работы с ней. А не то, сколько умных слов вы запомнили из речи лектора.
- Темы, заявленные в плане курса соответствуют внутреннему содержанию лекций. Лектор всегда говорит о том, что обещал и не уходит от темы.
- Язык адаптирован под уровень слушателя. На начальном уровне не используются профессионализмы, академизмы и прочие измы.
- Ведущий курса (особенно в режиме живого эфира) идеально готов, не сбивается с логики, умеет пользоваться всеми инструментами онлайн площадки, работать с вопросами из аудитории. И не говорит через каждое слово о себе и своих успехах.
- Объяснение должно быть структурным, четким, последовательным. Не должно быть лишних отступлений от темы. Это отнимает ваше время и не приносит пользы.
- Если в курсе предполагается домашнее задание, то оно должно дублировать информацию со встречи. При его выполнении вы должны использовать те знания, что получили на лекции. И их должно быть достаточно, если иное не оговорено лектором.
Как принять решение об инвестициях в образование?
Мир интернет образования размывает границы. Теперь любое знание доступно в режиме онлайн. И это очень здорово. Но не всякое знание нужно каждому.
Не смотря на то, что среди образовательных интернет-проектов вы встретите большое количество некачественных продуктов, все же при серьезном подходе из них можно извлечь не мало пользы. Причем совершенно бесплатно.
Для этого нужно не только следить за выше описанными пунктами, но и иметь свой образовательный план, который будет соотноситься с планом вашего карьерного и личностного развития. Чтобы полученный опыт стал ступенькой к новому доходу или уровню профессионализма.
Подробнее об этом в следующих статьях.