Столько было веры в лучшую жизнь. Послевоенный город озеленяли с такой любовью и радостью. Набережная потом была лучшим местом города и для молодых, и для пожилых. А внизу на Волге был прокат лодок и можно было прогуляться по воде. Казалось, что всё плохое закончилось и впереди только хорошее и лучшее. Родные места.
Прошлое. Загадочное, манящее своим таинственным шармом, боем старинных часов, шелестом пожелтевших бумаг. Всё плохое - забыто. Всё хорошее - расцвело. Расцвело в памяти нежной щемящей тоской.
Прошлое - это мир, в котором всё понятно. В котором нет тревог и неожиданностей. Хоть на минуту каждый из нас желает увидеть его. Вернуться в эпоху, в которой нет культуры массового потребления, но, возможно, есть культура чувств, стремление отдать жизнь за идею...
Нас больше не интересуют вопросы высоких материй. Они никогда не приносили нам денег, а теперь не приносят даже удовольствия. "На что ты будешь содержать семью, что будешь есть сам?" - этот вопрос в нынешние времена ничуть не уступает по остроте проблеме самого смысла жизни, вопроса о том, куда мы идём, куда движется человечество.
Я хочу, порою, во что бы то ни стало, снова увидеть 20-й век. Я знаю, что это глупо, что это невозможно. Но что-то внутри меня подсказывает: продолжай. В прошлом скрыто твоё будущее. В прошлом скрыты ответы. На громадных плечах прошлого стоит наше скромное настоящее. А будущее ещё не наступило.
Лишь добрая память способна быть нашей универсальной машиной времени. Она, порой, возвращает нам горечь тоски, ностальгии по былому. Но эта тоска - сладостная мука. Добрые воспоминания, полные света - это самое дорогое, что есть у человека. Это то, что у нас не отнимешь. И это единственное, что мы заберём с собой из этого мира, когда придёт неизбежная пора прощаться.
Время лечит. Время разрушает. Время неизбежно. Но добрая память живёт вне времени и пространства.