Если говорить о германских танках одним словом, это будет слово «опоздали».
Первая серийная машина была построена к октябрю 1917 года. Воевать оставалось всего одиннадцать месяцев; за это время выпустили двадцать машин. Большинству дали имя, как боевым кораблям. «Шнук», «Мефисто», «Хаген», «Лотта», «Эльф- риде»; «Никсе II» и «Старый Фриц». Большинство из них погибли в боях или были захвачены противником. Остальные отправлены на слом в 1918-1919 годах: побежденной Германии запрещалось иметь танковые войска.
A7V - сокращенное название автотранспортного (седьмого) отдела военного министерства. Возможно, его присвоили первому в Германии танку, чтобы фирмы-разработчики не спорили за право дать ему свое имя. А создавали его «Бенц», «Даймлер», «Крупп», «Опель» - в общей сложности четырнадцать известных фирм.
Пословица «У семи нянек дитя без глаза» подтвердилась и в этот раз. Германские конструкторы учли многие промахи английских, но и сами наделали ошибок. A7V получил два стосильных двигателя и подрессоренную ходовую часть. По сравнению с английским противником скорость у него возросла вдвое, и это при более солидном бронировании. Но проходимость A7V оказалась никудышной.
Зная по боевому опыту, как легко разбить гусеницы английских танков, германцы перестарались с бронированием ходовой части. Клиренс (просвет между дорогой и днищем) у A7V был всего 20 см, как у современной «Нивы». Напоровшись днищем на булыжник или просто кочку, танк застревал, впустую перематывая гусеницы. Опасность сесть на брюхо увеличивалась от того, что водитель в высокой рубке не видел дороги ближе десяти метров от машины.
В целом первый германский танк получился таким же бронированным сараем, как и первый английский, и вдобавок с рекордным экипажем: 18 человек, из них 12 - пулеметчики! Дело в том, что германцы вооружили танк пулеметами Мд08 - это клон «Максима». А питались «Максимы» патронами из брезентовой ленты, которую надо было подавать строго перпендикулярно к телу пулемета. Иначе поведет наводчик стволом, лента растянется веером, патроны в ней - врастопырку, и так, наперекосяк, попадут в пулемет, который сразу же заклинит.
Вот и пришлось сажать за каждый пулемет двоих: наводчика и второго номера - подавать ленту.
Англичане и французы ставили на танки пулеметы без лент, с питанием от дисковых или коробчатых магазинов. И обходились одним стрелком на пулемет.