Найти тему
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

Гид по чтению книги Питера Брауна "Дикий робот"

Оглавление

В ноябре 2018 года издательство "МИФ. Детство" перевело на русский язык бестселлер американской детской литературы "Дикий робот". Книга получилась большая - 288 страниц, 65 иллюстраций. Крупный шрифт и короткие главы делают ее хитом детского самостоятельного чтения. Однако родители всего мира - а книга уже переведена на 20 языков - предупреждают: лучше читать эту книгу вслух в семейном кругу, получите незабываемое удовольствие! Рассказываем подробно о том, что это за книга, и почему вам обязательно нужно ее купить своим детям в возрасте от 6 до 12 лет.

О СЮЖЕТЕ

Время действия романа — неопределенное будущее, в котором роботы, сконструированные по подобию человека, являются обычными помощниками людям. Повествование начинается со сцены кораблекрушения, в котором погибают несколько сотен роботов, перевозимых на грузовом судне. Спасается только один — Роз, робот-помощница, запрограммированная быть полезной и миролюбивой. Роз оказывается на острове, населенном только животными. Столкнувшись с непривычным существом, звери поначалу сторонятся Роз, но видя, что она не несет угрозу, заводят с ней дружбу. Роз оказывается очень внимательным и заботливым роботом, и вскоре остров становится для нее родным домом, а животные острова - семьей. Но идиллическая жизнь Роз заканчивается с прилетом роботов-спасателей, созданных той же компанией, что создала Роз и сотни других роботов, погибших в кораблекрушении. Прибывшие роботы хотят вернуть Роз в цивилизацию, однако встречают отпор со стороны животных - они не хотят отдавать Роз, да и сама она не испытывает желания вернуться в мир обслуживания людей. Однако, обстоятельства истории складываются таким образом, что у Роз не остается выбора, иначе пострадают животные, которые стали ей дороги.

ОБУЧАЮЩАЯ ЦЕННОСТЬ КНИГИ

Читая историю, можно одновременно расширять ее за счет потенциала таких тем как: необитаемые острова на Земле и как на них выжить; экосистемы островов; циклы жизни упомянутых животных, их повадки, особенности питания и жизни; способность животных маскироваться; способность людей и животных испытывать эмоции и чувства и отсутствие эмоционального интеллекта у роботов и машин.

С детьми постарше можно увлекательно подискутировать на тему будущего - как в нем будут соседствовать роботы и люди? Можно ли говорить о роботах как о живых существах, пусть и другой формы жизни?

На основе книги можно создавать творческие проекты: объемный макет острова или карту, составленную с учетом знаний о топографии; кукольный или пальчиковый театр; модели роботов из подручных средств...

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕНИЯ

Повествование провоцирует размышление читателей о таких темах как: доброта к близким и забота об окружающих живых существах, умение заботиться о природе и влияние человека на окружающую среду, умение сопереживать, желание помогать и делиться, вера в себя, желание исправлять ошибки, правильное отношение к приемным детям и родителям.

-4

РОЛЕВЫЕ МОДЕЛИ

Главная героиня Роз является очень яркой ролевой моделью. Такие образы запоминаются детям довольно сильно, особенно их поступки в сложных ситуациях. Роз на протяжении всего романа демонстрирует себя как очень положительного персонажа практически во всех отношениях. Оказавшись в непростой для себя ситуации, она начинает размышлять о ней и думать, как жить в новых условиях, она не паникует, она не проявляет агрессию. Она последовательна в демонстрации своего дружелюбия и открытости и благодаря этому обретает множество друзей, которым помогает выживать в суровых условиях природы. Например, лечит их, дает кров, учит строить теплое жилище. И звери отвечают ей взаимностью. Помимо друга и защитника Роз проявляет себя замечательной приемной матерью.

НАПРЯЖЕННЫЕ И ПУГАЮЩИЕ СЦЕНЫ

Да, напряженные сцены, способные вызвать у ребенка волнение, в книге есть. Без них история не получилась бы такой интересной и глубокой. Это сцены схватки с роботами-спасателями, прилетевшими за Роз, сцены гибели некоторых животных в результате несчастного случая и сильных холодов. В пугающие сцены, наверное, можно отнести и описание расчлененных роботов при крушении, а также описание покалеченной Роз. Будет и сцена пожара в лесу. Это, пожалуй, все.

ТЕМЫ

Как мы уже сказали, книга богата темами, которые будет интересно и полезно обсудить с детьми. Это и искусственный интеллект и наше отношение к нему, и дружба и взаимопомощь, и умение выживать в незнакомом месте... Вот еще несколько.

Семьи бывают разными

Питер Браун на примере животных показывает, что семьи бывают разными, но главное в них то, что они заботятся друг о друге, проявляют любовь и внимание. Пример семьи Роз и усыновленного ею гусенка демонстрирует тонкий уровень отношений внутри приемной семьи.

Образ матери

В книге будет такая фраза, сказанная в адрес Роз: "Ты никогда не станешь идеальной матерью, просто будь лучшей, какой можешь". Образ матери в глазах детей и общества - какой он?

Свой среди чужих, чужой среди своих

Мотив прихода чужака на ту или иную территорию в истории зачастую заканчивался трагедией. Но если чужак изначально не ставит целью что-то отнять и вступать в конфликт, у него вполне может получиться стать своим среди местных жителей, перенять их культуру, изучить их язык. В «Диком роботе» именно такой вариант. Изначально чужая Роз благодаря своему дружелюбию становится своей в общине острова. И в противовес нам показаны ее сородичи-роботы, с которыми она вступает в противостояние, она им уже чужая, они для нее - чужие.

Природа и цивилизация

В книге основное место действия - природа. Представителями технической цивилизации здесь являются роботы. В нашем сознании укрепилась мысль, что цивилизация уничтожает природу, но так ли это на самом деле? В чем это утверждение верно, а в чем - нет? Мы также знаем, что если оставить цивилизованный мир, то природа довольно быстро поглотит его. Может быть, в книге метафорично показано дружелюбное соседство, взаимодействие природы и цивилизации, а не противостояние?

Смерть случается

Довольно трудная тема для высокочувствительных детей, но ее нужно будет проговорить с ребенком. И эта книга - один из поводов затронуть тему смерти на примере персонажей. Животные в книге не антропоморфны на самом деле. Мы видим их через восприятие Роз, которая выучила язык животных, и поэтому нам кажется, что они говорят на человеческом языке. А как ведут себя животные в природе? Правильно, они едят друг друга, придерживаясь пищевой цепи. Чтобы не превращать историю в совсем уж сказку и одновременно поддерживать миф о дружелюбии общины, автор вводит в жизнь животных «рассветы перемирия», когда никто никого не ест.

В книге показаны и несчастные случаи. По вине Роз погибают родители гусенка, которого она впоследствии усыновляет. Роз переживает, что не может ничего исправить, и старается спасти яйцо, заменив ему родителей. Кто-то из животных не переживет тяжелую зиму и погибнет. А в финальной битве будет уничтожен один из роботов, прилетевших за Роз.

Родителям лучше знать заранее о таких поворотах, чтобы понимать как отреагирует на это их ребенок. Не случайно у книги официальный рейтинг 8+, все дети разные - кто-то спокойно воспринимает тему смерти и в 6 лет, а кто-то и в 10 тяжело переживает такие сцены в книгах или фильмах.

ИДЕИ ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

По следам книги можно создать массу интересных творческих проектов. Например, нарисовать карту острова и по мере знакомства с ним заполнять топографическими знаками, знакомясь заодно с правилами чтения и составления карт.

Можно сделать целый кукольный или теневой спектакль. Написать сценарий и показать его всем знакомым - и тем, кто читал книгу, и тем, кто не читал, а потом послушать отзывы, насколько интересной получилась постановка.

Можно создать карточную игру «Правда или вымысел?», на карточках написать факты из книги и предложить игрокам угадать, какие из них полностью вымышлены автором, а какие являются правдой (например: «Роботы умеют говорить человеческим голосом», «Роботы умеют понимать животных», «Крабы могут забирать на скалы», «Гуси считают мамой того, кого увидят первым»).

Можно создать свое продолжение книги, нарисовать иллюстрации в духе Питера Брауна, украсить рисунками закладки, открытки, создать свой календарь…

-7

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ "ДИКОГО РОБОТА"

Книга американского иллюстратора Питера Брауна «Дикий робот» вышла в апреле 2016 года в США. Она стала своеобразным дебютом писателя в жанре словесных книг, так как до этого иллюстратор создавал книжки-картинки, за одну из которых был награжден медалью Кальдекотта (а ее удостаиваются только лучшие художники в американской детской литературе).

Опыт длинного повествования оказался довольно удачным, произведение было благосклонно встречено как читательской аудиторией, так и критиками. «Дикий робот» вошел в многочисленные рекомендательные списки и топ-листы. Через год у книги вышло продолжение. И оно уже готовится к печати на русском языке.

На само создание романа - от образа до воплощения идеи в сюжет - у Питера Брауна ушло восемь лет. В 2008 году он заканчивал работу над книгой «Удивительный сад», в которой естественная природа приспособилась к существованию в искусственном мире. Думая о неестественных вещах в природе, автор нарисовал вот такой эскиз - робот на верхушке дерева.

-8

Образ так заинтриговал Питера Брауна, что он стал постоянно о нем думать. Что, если бы умный робот попал в пустыню? Или на необитаемый остров? Что бы он делал?

Питер стал перечитывать книги научно-фантастического жанра, в которых действующими персонажами были роботы, и постепенно у него стал складываться свой собственный сюжет и образ главного героя.

Например, полное имя Роз - Rozzum - стало реверансом в сторону Карела Чапека и его роботов из пьесы «Россумские Универсальные Роботы» («Rossum’s Universal Robots»). Ведь именно Карел Чапек ввел в литературу, а затем и в культуру слово «робот», производное от чешского «labori», что означает «тяжелый труд, принудительная работа».

Другие персонажи, которые давали автору вдохновение, были робот из «Железного человека» Теда Хьюза, Валл-И и Ева из пиксаровского мультфильма, R2D2 из «Звездных войн»…

Обычно мы не задумываемся о том, какого пола роботы, это ведь искусственные создания, но в литературе и кинематографе их гендерная принадлежность так или иначе должна быть обозначена. Особенно в пространстве детской литературы. Какое-то же местоимение нужно выбрать для называния робота! Питер Браун внимательно пригляделся к эскизам своего персонажа и понял, что Роз — это она.

-9

Идея Брауна состояла в том, чтобы создать робота, стремящегося быть полезным, обладающего способностью постоянно обучаться, совершенствоваться. Каждое действие робота должно обладать логикой и разумной мотивацией. К тому же Роз должен проявлять заботу к тем, кто будет его окружать. А такими характеристиками скорее обладает женщина, чем мужчина.

Больше года Браун продумывал сюжетные нити своего романа, и еще больше года он его писал. Для этого он уезжал в свою хижину в лесу, заваривал чай, открывал ноутбук и писал прямо на природе. А потом Браун потратил еще полтора года на то... чтобы полностью переписать «Дикого робота»! Все, что он сочинил до этого, ему перестало нравиться.

Сначала Роз была солдатом, которая попала на остров в результате авиакатастрофы. Но в этом варианте было слишком много сложных связей, и автора коробила неестественность происходящего даже внутри вымышленного пространства. Он стал все упрощать — сюжет, персонажей, отдельные сцены, мотивы. История становилась все более метафоричной и философской. «Дикий робот» переставал походить на научную фантастику и становился похожим на быль.

Иллюстрации, которые Браун создал к книге, поддерживали символизм истории. Всего он нарисовал 65 иллюстраций, при этом стараясь не рассказать в них весь сюжет. Символизм иллюстраций выражается не только в схематичности персонажей, но и в выборе цветов. Роз хоть и главная героиня, хоть и существо другого происхождения, но изображается теми же красками, что и живые персонажи. Акцента на ее неестественность в мире живой природы автор не делает. И в этом тоже заключается одна из метафор книги. Не важно кто ты, важно какой ты в отношении к миру, в котором живешь.

Спустя 8 лет Питер Браун смог ответить на свой собственный вопрос о том, что бы делал умный робот, оказавшись в пустыне или на необитаемом острове. Он бы превратил это место в свой дом.

-10

***

Уверены, что чтение и обсуждение «Дикого робота» доставит удовольствие всей вашей семье, а книга станет одной из любимых!

- Жанна Алибулатова

(при подготовке материала использовались иллюстрации из самой книги и фото с блога Питера Брауна)