Хорошо составленный текст вакансии — это залог успешного подбора персонала. Для этого лучше всего подходит информационный стиль — это когда написано простым и понятным языком и нет воды. В этой статье я расскажу, как составить текст вакансии в таком стиле.
Отожмите воду
Чтобы вакансию было легко читать, в первую очередь нужно отжать из неё воду. Отжать воду из текста — это значит избавиться от лишних слов и конструкций, которые его перегружают. Но от чего именно избавиться в тексте?
Оценки
Оценка — вещь субъективная. Если вы считаете, что блюдо вкусное, это не значит, что оно понравится другому человеку. Так же и с вакансиями, не факт, что соискатель посчитает работу промоутером «активной и интересной». Поэтому, не используйте оценки и усиления в вакансии. Откажитесь от них и используйте правдивые факты.
Оценка: «Активная, интересная, высокооплачиваемая работа..»
Факты: «Будете раздавать рекламные материалы на улицах. Оплата ежедневная.»
Корпоративные штампы
Знакомы с бесконечными «активная жизненная позиция», «коммуникабельность», «стрессоустойчивость» в требованиях вакансии? Всё это — заезженные фразы, которые не добавляют никакой смысловой пользы. Такой текст соискателю ни о чём не говорит, и действует на него, как белый шум. Избавляйтесь от такого пустословия.
Штамп: «Мы — молодая, динамично развивающаяся компания»
Факты: «Мы создали наш стартап в начале года, работаем с такими клиентами, как Сбербанк и МТС..»
Вы действительно можете быть «молодой и динамично развивающейся» компанией, но если хотите вызвать больше доверия — лучше говорить фактами, а не штампами.
Заумные слова
Одно и то же понятие вы можете выразить с помощью нескольки различных синонимов. Но есть ли смысл писать заумно просто так, когда можно писать проще и по делу?
Не загромождайте текст заумными словами, если их можно упростить не в ущерб пользе. Если в вакансии есть такие слова, её будет трудно воспринимать. Не используйте сложные конструкции, если есть возможность написать кратко и ясно.
Заумно: «Поддерживать коммуникацию с клиентами»
Просто: «Общаться с клиентами»
Добавьте действий
Самые энергичные предложения получаются тогда, когда в них есть действие. Когда в предложении есть действие — его интереснее читать. Посмотрите сами:
Скучно: «В компанию Рога и Копыта требуется креативный интернет-маркетолог.»
Энергично: «Мы ищем креативного интернет-маркетолога в компанию Рога и Копыта.»
Избавьтесь от абстракций
Абстракция — это всё то, чего не существует в материальном мире. Такие слова, как "система", "технология", "сервис", "сотрудничество" — это абстракции. Я не говорю, что нельзя использовать эти слова, но если в тексте вакансии будет много абстракций, у соискателя может появиться столько же вопросов. "Интересно, какие именно технологии мне предстоит использовать?", "Что они подразумевают под сложными маркетинговыми задачами?", и так далее.
Какой из этих вариантов вы бы выбрали для вакансии?
Абстрактный: «Вы будете решать маркетинговые задачи, связанные с продвижением страниц в наших соцсетях.»
Конкретный: «Вы будете заниматься продвижением в Instagram, Facebook..»
Читайте вслух и редактируйте
Перечитывайте написанный текст и упрощайте его. Упрощая предложения, вы не сделаете их примитивнее. От этого они лишь станут проще для восприятия. Если звучит неестественно — отредактируйте.
Подумайте сами: на какую бы вакансию вы откликнулись? На шаблонную, перегруженную штампами и заумными словами, или на написанную простым и понятным языком?
Выводы
Итак, чтобы написать хорошую вакансию, нужно:
- Отжать воду. Удалить мусор в виде оценок, усилений, корпоративных штампов и заумных слов;
- Писать энергично. Писать предложения в активном залоге, а не в страдательном;
- Избавиться от абстракций. Сила убедительного текста в конкретике;
- Читать вслух и редактировать. Добиваться естественного звучания текста.
Эти советы — не исчерпывающий список правил. Вакансия, написанная в инфостиле, не гарантирует вам нужных кандидатов. Но она точно поможет вам быстрее их найти.
P.S. Эту статью я написал в информационном стиле. Понравился такой стиль? Он полезен не только при составлении вакансий. Информационный стиль еще можно использовать, если вы пишете объявление, договор, деловое или сопроводительное письмо. Если интересно, можете узнать больше о инфостиле в книге «Пиши, сокращай».