Найти тему
Справочник кинопижона

"Твин Пикс" как зеркало американской культуры

Перед прочтением текста ниже настоятельно рекомендуется прослушать следующую композицию.

Американская культура очень молода, как в сравнении с европейскими культурами, так и, например, с культурами Китая и Японии. Поэтому неудивительно то максимально серьезное отношение, которое американцы придают соей новейшей мифологии от кино и телевидения до комикс культуры. Однако, есть у каждой молодой культуры один аспект, на который не всегда обращают внимание: своеобразное проявление первобытного "магического" и "мифологического" взгляда на мир. Да, и в СССР и в России популярностью пользовались и пользуется книги Стругацких, Лукьяненко и прочее городского фэнтези, не считая городского фольклора (разные там "Красные руки" и "Зеленые простыни"), но популярность у них нишевая, да и на полном серьезе даже среди фанатов подобное творчество мало кто воспринимает. Видел как-то пару "эльфов по жизни", но даже в фэндоме к ним относились в лучшем случае скептически. Путать реальность и фантазия в местных широтах до недавнего времени было не принято.

В Америке, однако, спрос на новую мифологию имеет совершенные иные формы и масштабы. А одним из наиболее тонко чувствующих конъюнктуру режиссеров был и остается (надеюсь, что снимет что-то новое) Дэвид Линч. Об опус магнум последнего, а именно сериале "Твин Пикс" и пойдет дальше речь. Оригинальные два сезона "Твин Пикса" - это идеальный слепок всей американской культуры, в том виде, в котором она подошла к 1989 году. Первый пласт - сюжет. На нем мы обнаружим несколько потрясающе узнаваемых сюжетных линий, характерных для американского кино и телевидения: 1) мыльная опера (Норма Дженнингс и Большой Эд Херли); 2) школьных драм (Донна Хэйворд и Бобби Бригз); 3) несколько расхожих сюжетов американского нуара (например, некоторые линии семьи Хорн и Джеймса Херли); 4) ситком (Энди Бреннан и отчасти Гордон Коул); 5) полицейский процедуал с нотками бадди комедии (Трумэн и Купер за работой).

-2

Если перейти на более высокий уровень обобщения, можно обнаружить, что в "Твин Пиксе" есть практически все архетипы американской культуры, причем персонифицированные в том или ином персонаже(ах): Дэйл Купер - идеализм "покорителей фронтира" (совершенный ковбой старого вестерна); Майор Бриггз - отсылка к конспирологии и тому, что правительство что-то скрывает в Нью-Мексико (инопланетян, естественно); семейство Палмеров - ценности американского среднего класса и их оборотная инфернальная сторона; Хоук - мудрость "благородных индейцев"; Доктор Джекоби - нью-эйдж и хиппи-мировоззрение 60-х; и так далее.

Чертовски хороший кофе!.. И горячий!
Чертовски хороший кофе!.. И горячий!

Даже если выкинуть из сериала все "мистическое", все равно получилось бы незаурядное произведение современной культуры, но Линч не был бы Линчем, если бы не пошел чуть дальше. Чем так цепляет вся эта мифология Белого и Черного Вигвамом? Каждый раз когда кажется, что понял местные правила игры и таким образом "приручил непознанное", происходит что-то, что напрочь ломает твою интерпретацию, возвращая назад к Загадке. Что же тут все-таки происходит? При этом, "Твин Пикс" - это не абрамсовский "Лост": каждая загадка здесь получает отгадку, просто каждая отгадка порождает вопросов больше, чем было. Но это неотъемлемая черта любой мифологии: викингам хватало Одина, а грекам Зевса, никто особо не задавался вопросом об их природе (философы не в счет), так зачем задаваться вопросом: "Кто такой Боб?" или "Кто такой гигант?". Они просто есть.

В 1990 Боб был просто Бобом, никак не связанным с ядерными испытаниями.
В 1990 Боб был просто Бобом, никак не связанным с ядерными испытаниями.

PS. Текст о возвращении "Твин Пикса" в 2017 обязательно будет. Попытаюсь ответить на вопрос: "Почему карлик превратился в дерево, а Дэвид Боуи в чайник".