Найти тему

Мемы как информационное оружие или почему факты не важны

В современно мире широко используется медиа технология, которая называется fake news. Во всяком случае так её называют те, против кого она используется. Суть претензий к fake news заключается в том, что в них излагаются ложные факты. Эти факты можно потом опровергнуть, доказав обратное. И вроде как восторжествовать над клеветниками. Но в условиях современного мира, его масштабов и скорости распространения информации, этот способ не работает. Потому что атака идёт не в этой области.

Как показали эксперименты Даниэля Гилберта и его коллег - человек склонен сперва воспринимать всю поступающую информацию на веру, а уже затем при тщательном обдумывании опровергать ложь. Когда человек отвлекается и тщательного обдумывания не происходит, то и факт остаётся "правдивым" для его сознания. А если первоначально факт вызвал острый эмоциональный отклик, то даже после его опровержения "осадочек-то остаётся".

Поэтому само напрашивается использование в пропаганде "информационной шрапнели" в виде маленьких, эмоционально окрашенных блоков информации, которые человек будет усваивать целиком, и которых будет великое множество. Вот они мемы, во всей красе. Причем для усугубления эффекта подавать их нужно в максимально разнородной информационной среде. Между фотографий с котиками и юмором. Тогда человек будет отвлекаться и не рефлексировать (как показывается в одном из экспериментов Гилберта) .

Как пример:

Классический пример состоящий из фактов, которые легко опровергнуть за 5 минут
Классический пример состоящий из фактов, которые легко опровергнуть за 5 минут

Написано очень эмоционально. "Пальмовое масло - яд. Ешьте не обляпайтесь..." Фотография соответственно подобрана правильная. С Путиным. Чтобы вопросов не было, кто за всем этим стоит. И основано на лжи. Никто пальмовое масло в мире не запрещает. Ест продукты с ним большая часть земного шара. Причем оно употребляется судя по всему ещё с древнего мира. Неочевидна связь Володина и импорта пальмового масла и т. д.

Но "осадочек-то остался". И это мне не лень было проверять факты. А 9 из 10 пролистают ленту дальше. А кто-то не просто поверит, но и сделает репост.

Причём часто бывает, что блок информации, содержащийся в меме, логически не связан внутренне.

Например, вот.
Например, вот.

В огороде бузина, а в Киеве дядька. Но очень эмоционально. И даже сразу стало интересно как можно накормить людей непогашенными долговыми обязательствами.

Можно сделать вот так:

Это с пикабу. Но таких "сравнений" множество. И их можно про любую страну наделать.
Это с пикабу. Но таких "сравнений" множество. И их можно про любую страну наделать.

Можно даже оспорить, мол Роскосмос до сих пор ого-го или, что поступок кучки психов не характеризует страну, но это бессмысленно. К тому же вы всегда будете опаздывать, если вообще сможете сделать опровержение.

Потому что факты не важны. Ваш голос услышат далеко не все, кто задним числом принял на веру мем в своей ленте. А кто не принял, те и без вас докопаются до истины за полчаса.

Воевать с фейками при помощи опровержений тоже самое, что воевать с мифической гидрой. Одну голову отрубишь, две вырастут. Так что информационное противодействие таким образом устарело.

Остаётся только взращивать в себе механизм противодействия манипулированию эмоциями. Но это полумера. Хорошим фильтром является картина мира и критическое восприятие информации, но мы же не для этого ленту соц. сетей листаем.

Так что мемы в информационной войне это такой своеобразный хайтек. И что с ними делать - не понятно.

Юмор
2,91 млн интересуются