Как получилось, что некоторые мои лисы на выгуле не только гуляют, но и в прямом смысле слова — живут?
Речь идёт о тех лисах, которых я спасаю со звероферм, чтобы они никогда не стали шубой. Тех, кто в пятидесятом (минимум) поколении не используют свои инстинкты и имеют примерно 0 шансов выжить в лесу. Тех, кто является носителями особых «заводских» вирусов и будут смертельно опасны для лесной экосистемы. Тех, для кого мы стараемся создать максимально комфортные условия до конца их жизни, раз уж на волю их не выпустить.
Некоторые наши лисы, хоть и с ферм в стописятом колене, но право спать на выгуле прямо в снегу они отвоевали. Всё дело в их упёртости, хитрости и таланте диктовать правила. Я все больше и больше убеждаюсь, что многочисленные качества лисиц из сказок разных народов мира писали не из собственных фантазий ;-)
Например, мой ручной лис Партурнакс. Он сменил несколько вариантов — были и апартаменты загородного дома, и общий вольер с деревянным замком, и парный вольер, куда он переехал вместе с любимой подругой Альмалексией. Но однажды Накс (так я его нежно называю) подумал, мол, хватит! Стены, любые стены — не моё. Да и подруга особо не нужна, а вот свобода на готовенькой еде — это ооооочень привлекательный вариант.
И решил он с выгула в свой вольер не возвращаться. Вообще. Ни за вкусняшку, ни за так.
А я, знаете, придерживаюсь позиции, что животному видней. Если безопасно — пусть так и будет, а на нашем лисьем выгуле именно так. Там есть укрытия от дождя и непогоды: мы поставили пустые открытые боксы с соломой, а забор обтянут навесной сеткой под 90 градусов, так что не убежать. Каждый день еду приносят, кормят. Чего еще желать?..
И Партурнакс начал... обживаться всерьёз. Он вырыл две глубокие норы и сделал пару заготовок. Одну заготовку, правда, рабочие по ошибке залили бетоном во время очередной перестройки лисятника, и я очень расстроилась, тем более, туда был спрятан фарш :-)) Ну да ладно, остальные остались.
Самую глубокую нору Накс начал постепенно расширять, еженочно выкапывая там камеры-ответвления и коридоры. Это не прямая нора-туннель, а целая подземка, которая используется как укрытие и тайник одновременно. В тайник таскается фарш из вёдер, про запас. Ну а в комнатках уютно спать.
Нора не выведет его в поля, если даже хитрый лис продолжит её копать: по периметру весь лисятник в бетоне. Но Накс и не углубляет её больше — я заметила, что новой земли по утрам вокруг норы не появляется.
Всё поменялось с приездом Найт Блейда. Он того же окраса под названием «сангло» и на Накса похож как две капли воды, только взгляд у него более хищный и коварный.
Так получилось, что Найт Блейд приехал, выкупленный с фермы, тогда, когда новые секции под заселение были ещё не до конца готовы. Дабы не держать лиса в клетке, я решила выпустить его на свободный выгул и... он моментально занял любовно выкопанную Партурнаксом нору. И плотненько в ней поселился.
Сначала я думала пришельца оттуда выковыривать. Затем решила, что Накс докопает вторую глубокую нору, тем более, он в ней тоже частенько отдыхал. Но всё получилось вообще не так: лисы подружились и теперь занимают одну нору вместе. Только в моменты, когда оба туда резко сигают и застревают толстыми боками на входе, можно услышать недовольное шипение — в остальном их существование абсолютно мирное, ведь подземных комнат много.
Однажды я пыталась снять видео о том, какая она, нора изнутри. Взяла селфи-палку, но её длины совсем не хватило, и пришлось примотать палку к берёзовой ветке скотчем :-) Так, со вспышкой на телефоне, я проникла на метр вперёд и упёрлась в одну из лисиц. Дальше не было возможности ничего разглядеть, ну и лисы были не очень довольны.
В хорошую погоду оба спят прямо на выгуле. Иногда на летнем столике или в мангале :-)), а с недавних пор — на ванне, в которой рабочие замешивали бетон. Лисы, помимо нор, очень любят и верхотуры. Чем выше сидишь — тем ты важнее и тем лучше видны окрестности.
Так и зимуем :)