8 декабря на 92-м году жизни умерла Людмила Алексеева — правозащитница, одна из основателей и председатель Московской Хельсинкской группы, старейшей из ныне действующих в России правозащитных организаций. «Есть люди, которые определяют моральное лицо эпохи. И при жизни, и после ухода. Людмила Михайловна Алексеева стала таким лицом и останется им навсегда. Вечная память», — написал российский политик, правозащитник Лев Шлосберг.
За правозащитную деятельность Людмила Алексеева удостоена многих наград, среди которых — французский орден Почетного легиона (2007). В 2012 и 2013 годах выдвигалась на Нобелевскую премию мира. Фото: mir24.tv
Людмила Алексеева родилась 20 июля 1927 года в Евпатории. В годы Великой Отечественной войны она окончила курсы медсестер, решила пойти добровольцем на фронт, но ее не взяли из-за юного возраста. После окончания исторического факультета МГУ в 1950-м, работала преподавателем истории в ремесленном училище в Москве.
В 1959–1968 годах Людмила Алексеева была научным редактором редакции археологии и этнографии в издательстве «Наука». В 1970–1977-х — сотрудник Института научной информации по общественным наукам АН СССР.
В 1960-х Людмила Михайловна начала заниматься правозащитной деятельностью. Ее квартира превратилась в место встреч московской интеллигенции и диссидентов, хранения и размножения самиздата, интервью западным корреспондентам. В апреле 1968-го Алексееву исключили из КПСС и уволили с работы. Причина — участие в правозащитных выступлениях против процессов 1966–1968 годов над писателями Андреем Синявским, Юлием Даниэлем, журналистом Александром Гинзбургом и поэтом Юрием Галансковым. В 1968–1976 годах Алексеева подписала ряд правозащитных документов. С 1968-го неоднократно подвергалась обыскам и допросам. В 1974-м Людмиле Алексеевой было объявлено предостережение по указу Президиума Верховного Совета СССР за «систематическое изготовление и распространение антисоветских произведений».
В 1976 году Людмила Алексеева стала одним из соучредителей Московской Хельсинкской группы (МХГ), созданной после подписания в Хельсинки в 1975-м многими странами, в том числе СССР, соглашений, обязывающих соблюдать права человека.
В феврале 1977 года Людмила Алексеева эмигрировала из СССР. Она поселилась в США, где стала зарубежным представителем МХГ. Вела программы о правах человека на радиостанциях «Свобода» и «Голос Америки». Печаталась в русскоязычной эмигрантской периодике, а также в английской и американской прессе. Консультировала ряд правозащитных и профсоюзных организаций.
После распада СССР, в 1993 году Людмила Алексеева вернулась в Россию. В 1996-м возглавила Московскую Хельсинкскую группу. В 2002-м стала членом Комиссии по правам человека при президенте России (в 2004-м преобразована в Совет по правам человека).
В 2009 году Людмила Алексеева стала лауреатом премии имени Андрея Сахарова. В 2017-м была удостоена Госпремии за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности. В 2012 и 2013 годах выдвигалась на Нобелевскую премию мира.
В 1977–1980 годах Людмила Алексеева составила справочник о течениях в советском инакомыслии, который был переработан в монографию «История инакомыслия в СССР. Новейший период», вышедшую на русском и английском языках.
Одна из глав книги посвящена армянскому национальному движению. Начинается она со слов: «Армяне — народ древней культуры, с трехтысячелетней историей и созданной 16 веков назад письменностью. Однако уже пять веков как Армения утратила государственную независимость. Христианская Армения, расположенная между Россией и Турцией, всегда тяготела к России, в которой армяне видели единственный заслон от иноверцев. После 1915 г., когда турки изгнали армян из Западной Армении, вырезав 1,5 млн ее жителей, армяне укрепились в сознании невозможности иного пути для Армении, как с Россией».
Людмила Алексеева прослеживает судьбу подпольно созданной в 1966 году в Ереване Национальной Объединенной партии Армении (НОП). Ее основателями были художник Айкануз Хачатрян и студенты Степан Затикян и Шаген Арутюнян.
«Программа определяет НОП как „национально-демократическую партию“, общеармянскую организацию, членом которой может стать каждый армянин независимо от его политических и религиозных убеждений и даже партийной принадлежности, если только он готов поставить „общие интересы нации выше личных выгод и интересов“. НОП мыслится скорее как национальный фронт, чем как партия, так как она стремится не к приходу к власти, а к независимости Армении и имеет в виду свое распадение на разные партии в соответствии с политическими взглядами отдельных своих членов после достижения Арменией независимости.
Во главе НОП стоит партийный Совет, состоящий из руководителей группировок НОП. Руководителя партии выбирают члены Совета. Все решения принимаются голосованием, причем руководитель партии имеет два голоса. Решение Совета обязательно для исполнения членами НОП.
НОП разрешает выступать от ее имени группам и индивидуумам, не нашедшим еще контактов с НОП, если они действуют под ее основным лозунгом: „Да здравствует независимая Армения! Требуем референдума!“. Члены НОП распространяют этот лозунг с помощью листовок, надписей на стенах зданий, разъясняют его в самиздатских статьях, для чего организуют издание соответствующей самиздатской периодики, ведут исследовательскую и организационную работу, цель которой — развитие национального самосознания армян.
Обращаясь к зарубежным армянам, НОП призывает их поддерживать ее основной лозунг демонстрациями перед советскими посольствами, петициями, и заявлениями, публикацией и распространением документов НОП».
8 января 1977 года в Москве была осуществлена серия терактов. Первая бомба взорвалась в вагоне метро на перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская». Второй взрыв прогремел в торговом зале продуктового магазина № 15 на улице Дзержинского (ныне Большая Лубянка), неподалеку от зданий КГБ СССР. Третья бомба взорвалась в у продовольственного магазина № 5 на улице 25 Октября (ныне Никольская). В результате погибли 7 человек (все — при взрыве в метро), 37 были ранены.
Суд связал теракты с деятельностью Национальной Объединенной партии Армении. С 16 по 20 января 1979 года в Верховном суде СССР проходило рассмотрение дела, практически в закрытом режиме. Среди обвиняемых был один из основателей НОП Степан Затикян. 24 января все обвиняемые были признаны виновными и приговорены к высшей мере наказания — расстрелу.
Некоторые советские правозащитники просили пересмотра дела. Одним из них был Андрей Сахаров. Вот что пишет по этому поводу Людмила Алексеева: «Из допросов можно было заключить, что следствие стремится связать воедино НОП, Армянскую Хельсинкскую группу и дело о взрывах.
Суд был проведен в Москве, и происходил настолько тайно, что неизвестен день, когда он начался. Никто из родственников о суде извещен не был, никто из них на нем не присутствовал.
Приговор был вынесен 24 января 1979 г.: всем троим — расстрел.
Известно, что подсудимые виновными себя не признали (хотя в „Известиях“ утверждалось обратное).
Родственники узнали о приговоре лишь на свидании после суда. „Нас осудили за 10 минут в пустом зале“, — сказал А. Степанян. „За все 15 месяцев я не сказал им ни слова“, — сказал Затикян. На вопрос брата — „Скажи мне, ты действительно участвовал в этом преступлении? “ — он ответил: „Единственная моя вина в том, что я оставил в этом мире двоих детей. Другой вины на мне нет».
Приговор был приведен в исполнение до 31 января 1979 г., до истечения срока обжалования.
А.Д. Сахаров и Московская Хельсинкская группа выступили с протестами против чудовищных нарушений принципов гласности судопроизводства.
„Невозможно понять, — писали в своем обращении члены Московской Хельсинкской группы, — почему процесс по такому обвинению понадобилось проводить в полной тайне… Ведь взрыв в метро вызвал всеобщее возмущение, и убедительное доказательство вины обвиняемых, если только обвинение располагает такими доказательствами, содействовало бы всеобщему осуждению преступников. Отсутствие гласности и вся обстановка секретности дают основания сомневаться в обоснованности обвинения, в объективности и беспристрастности суда».
30 января Президиум Верховного совета СССР отклонил ходатайство о помиловании, и в тот же день приговоренные были расстреляны.
Источники: