Сформированный под пристальным приглядом федерального казначейства консолидированный бюджет Хакасии пока не обрел законодательно закрепленных параметров. Однако весьма критично отозвался о его сбалансированности широко известный за пределами республики политолог еще в сентябре. Почти сразу же после неожиданного провала Виктора Зимина Александр Бортников предсказал неминуемый финансовый коллапс.
Столь серьезные утверждение пророка о локальном финансовом Армагеддоне удалось развеять лишь Минфину России. Определяя размер целевых дотаций, федеральное финансовое ведомство актуализировало уровень расчетной бюджетной обеспеченности и индекс бюджетных расходов Хакасии на 2019 год.
Изначально уровень бюджетной обеспеченности субъектов федерации был рассчитан в 2016 году на трехлетнюю перспективу. В текущем году он должен составить 0,676 (при среднем уровне по РФ — 1), в 2019-м — 0,666. После ноябрьской корректировки значение показателя на следующий год увеличилось до 0,698.
В Сибирском федеральном округе нет ни одного региона, чей уровень бюджетной обеспеченности превысил средний общероссийский показатель. Ближе всех к этому нормативу две сибирские территории: Красноярский край - 0,977 и Иркутская область — 0,935.
При этом индекс бюджетных расходов остается в Хакасии неизменным в течение трех лет, в том числе и на 2019-й — 1,116 (среднее значение по РФ - 1) . Показатель рассчитывается как относительная оценка расходов консолидированного бюджета субъекта по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг в расчете на душу населения, определяемая с учетом объективных региональных факторов и условий.
Трагическое предсказание известного политтехнолога, владельца Агентства информационных сообщений оформлено в формате душераздирающего вопля: «Дорогие жители Хакасии, вы хоть понимаете, что вы натворили?».
Между прочим он раздался 11 сентября, два дня спустя после Единого дня голосования. Очевидно, политологу потребовалось больше суток для осознания разгромных для Виктора Зимина результатов.
"Дорогие мои земляки, жители Хакасии. Вы вчера весь день бросали в воздух чепчики и хвастались в соцсетях: «Мы показали властям свое недовольство!», «Мы такие крутые, пусть теперь чиновники нас боятся! Мы им выразили свою волю!». Ну молодцы, что сказать. А теперь выплюньте розовые слюни и задумайтесь: что вы натворили. А потом задумайтесь еще раз над тем, что вас ждет".
Александр Львович не поленился скрупулезно конкретизировать девять причин неминуемой гибели Хакасии. Начиная от жесточайшего бюджетного кризиса, утраты тарифного рая, важных новостроек и солидных вливаний.
Особо приглянулся сумбур под восьмым номером:
«Еще забавнее, что без пяти минут губернатор, похоже, искренне уверен в том, что «ранее изысканные средства» лежат в сером доме в мешках и ждут, пока он до них доберется. Это просто эпическое невежество. Вообще-то деньги нигде не лежат. В бюджетной системе «изыскать средства» означает, что есть соглашения, договоренности и обязательства о том, что кто-то в определенный момент перечислит в казну ту или иную сумму. Если же ключевые партнеры этих соглашений исчезают, то весь механизм ломается. Выше я уже описал, каких «ранее изысканных» денег в бюджете уже точно не будет. А, следовательно, не будет и тех «хороших дел», для которых они предназначались».
То-то удивятся авторитетные мэтры федерального минфина уникальному принципу горизонтальных и вертикальных межбюджетных отношений. Мы-то полагали, что эти процессы регламентирует Бюджетный кодекс РФ, оказалось, здесь другой алгоритм - весь механизм может сломать исчезнувший партнер.
Более-менее приемлемым следует признать прогноз Александра Львовича по угольному магнату Эдуарду Худайнатову:
«Деньги он обещал Виктору Зимину, а вот перед неожиданно возникшим новым губернатором на букву К. у него обязательств нет. И платить свой подоходный именно в Хакасии Худайнатов не обязан. Он тут не живет, а из активов в регионе у него только Майрыхский разрез».
Все верно, только есть резон сместить смысловой акцент с места жительства бизнесмена на более существенный момент. Солидным Минусинским каменноугольным месторождением (где сосредоточено 3% общих запасов угля России) располагает все-таки Хакасия, а не отдельно взятый хозяйствующий субъект.
И регион вправе устанавливать свои правила, в том числе природоохранные и налоговые, для отнюдь не бедствующих угледобывающих предприятий.
Тем более по мнению спикера хакасского парламента Владимира Штыгашева, исключительно весь объем добываемого в Хакасии качественного угля (а это 23 млн тонн) идет за рубеж. Как публично заявил Владимир Николаевич, угледобывающие предприятия не платят в Хакасии налоги на прибыль и на добычу полезных ископаемых, "все сразу идет в офшоры».
При этом главный законодатель Хакасии делает однозначный вывод: регион попросту грабят. До сих пор председателю Верховного Совета Хакасии никто не возразил, и во время нулевого и первого чтения проекта бюджета нс 2019 год словоохотливый спикер скандальный угольный нюанс предпочел не озвучивать.