О Нормандии можно судить только по миниатюрам и гравюрам. От этой эпохи сохранились также город-крепость Эг-Морт (в Камарге), построенный в XIII в. по приказу короля Людовика IX Святого (он служил портом для кораблей, перевозивших крестоносцев на Ближний Восток и в Египет), и замок Каркассонн (XII в., реставрирован в XIX в. Виолле-ле-Дюком) в Лангедоке.
Замковая архитектура романской эпохи испытала влияние византийской и сирийской военной архитектуры, проводниками которой были крестоносцы и сопровождавшие их монахи воинствующих орденов, свидетельство тому - замок Крак-де-Шевалье, построенный крестоносцами в Сирии.
Возрождение архитектуры в XI в. повлекло за собой и возрождение скульптуры. Ведь с ее помощью лучше всего можно было подчеркнуть основные линии здания. Обычно скульптуру помещали на самом видном месте: на тимпанах порталов, проемов и трюмо западного фасада, открывавших парадный вход в храм; на капителях колонн, на которые опирается всей тяжестью свод нефа, и капителях клуатра.
Поскольку скульптура строго подчинялась архитектурной форме, то ради желаемого декоративного эффекта допускалась любая деформация человеческого тела, пропорции не только не соблюдались, но намеренно искажались. Тем не менее романский скульптор стремился всегда придать выразительность и индивидуальность своим творениям. Так, например, если фигуры апостолов из клуатра аббатства Сен-Пьер в Муассаке как бы застыли в неестественных позах, то их лица отличаются необычайной выразительностью. Изображению лица человека всегда уделялось больше внимания, чем его телу, при этом экспрессивное начало превалировало над декоративным.
-----------------------------------------------------------------------------------------------Спасибо за чтение! Материал подготовлен командой Workius
Заходите на наш портал. У нас более 1 млн. свежих вакансий каждый день и много интересных обзоров. https://workius.ru