Найти тему

Сломать истероида

 Как-то лет шесть назад читала в книге известного детского психотерапевта В. И. Гарбузова особенности работы с различными категориями «трудных детей». В целом я была со многими рекомендациями согласна, не считая в них какой-то советской категоричности, но то, как предложил известный мэтр воспитывать «демонстративных», «лживых» (формулировка В. И. Гарбузова) детей, повергло меня в шок.

С какими предложениями детского психотерапевта я не согласна (из тех, что запомнила): уличать ребенка во лжи (и при людях тоже), высмеивать его, запрещаться все проявления демонстративности –актерство, танцы и т.д.  (получается и приемлемые тоже),  одевать без всяких украшений, очень скромно, всячески задвигать и не давать высовываться.

То есть, предлагается демонстративность на корню выдернуть, задавить, все «выкрутасы» ребенка обсмеять и разоблачить. И…. тогда мы получим истероида в ужасающем неадекватном обличии, возможно, уже и не на уровне акцентуации.

Работая с детьми, я поняла одну простую вещь: нельзя разоблачать ребенка и наказывать за его особенность. Мы помогаем ребенку жить с тем, что ему дано, опираясь на хорошее, ставя границы на «негативную» демонстративность, заменяя её положительной и социально приемлемой.

Многие педагоги, родители начинают игнорировать демонстративного ребенка, таким образом, воспитывая его. На самом деле они его демонстративность ещё больше усиливают, добавляя к ним лживые черты.

-2

- Демонстративный ребенок имеет право на такое же внимание к себе, как и все остальные дети! Ни больше, ни меньше. Давая чересчур много внимания – мы не устанавливаем границы, давая мало или лишая – мы нарушаем его права и унижаем ребенка. А он будет мстить еще большей демонстративностью и лживостью.

- Давая внимание, четко объясняйте границы: сейчас нужно внимание Пете, потому что…  Потом я поговорю с тобой. Твой день для занятий – понедельник. Во вторник, среду, четверг, пятницу ко мне ходят другие дети, которым тоже нужна помощь и которым тоже нравятся занятия.

- Демонстративности нужно давать положительно проявляться:- красивая одежда, но не очень вычурная (и не все мысли вокруг одежды);-  выступления (драмкружок, на утренниках, танцы), но, пожалуй, стоит избегать модельных агентств, так как они могут усиливать демонстративность. На утренниках тоже нужно регулировать, чтобы этот ребенок не занял все роли (без ущемления других детей).  Таким образом, следить, чтобы не было самовыпячивания и гнобления других детей;

- Но также следить, чтобы и демонстративные дети не становились изгоями;

- При обнаружении лживости ребенку назначаются разумные санкции-ограничения, для приучения к ответственности (при этом мы обсуждаем поступок ребенка);

- С раннего детства приучать ребенка к труду, несмотря на сопротивление;

- Если просьбы ребенка разумны, то они должны выполняться, при возможности, но только в свой срок, а не по прихоти ребенка (показывать, что у Вас сейчас нет денег, времени, время нужно, например, бабушке и т.д.);

- Привлекать детей с малых лет к добрым делам, заботе о других (развивать сочувствие и сопереживание). Создание ситуаций, где ребенок мог бы проявить свою доброту;

- Не сравнивать с другими детьми (кто лучше, кто хуже).

Автор: Оксана Танкова, практический психолог