Феномен дорогого бензина в стране, добывающей нефть, бензина, не дешевеющего при падении стоимости сырья, наверняка пытался объяснить для себя каждый. А теперь это попытаюсь сделать я. Почему же у топлива золотым стал не только цвет, но и цена?
Версия первая. Из-за чрезмерной налоговой нагрузки
Сейчас в цене литра бензина доля налогов, включая акцизы, составляет порядка 65%, сообщала ФАС. С 1 января 2018 года акцизы на топливо выросли. Для бензина класса 5 составила 678 руб. на тонну (+6,4%), дизельного горючего — 593 руб. на тонну (+8,4%).
С 2019 года государство будет получать уже 71%.
Можно ли иначе? Да. Вот сравнительная таблица доли налогов в стоимости литра топлива в разных странах (данные на 2017-й год., поэтому цифры несколько отличаются)
Версия вторая. Из-за алчных нефтяников
Дело в том, что разница между стоимостью производства литра бензина и ценой реализации необычайно высока. Forbes приводит данные по "Роснефти": расходы на геологоразведку и добычу около 600 руб. на тонну, средние расходы на переработку, маркетинг и сбыт – около 700 руб. за тонну, 600 руб. на тонну – транспортировка, столько же – общеадминистративные расходы. В итоге 17 000 руб. налогов и 2000-3000 руб. объективных операционных расходов – 20 000 руб. за тонну. Но за тонну высокооктанового бензина производители хоят получать свыше 30 000 тыс.
Сторонник этой версии, бывший депутат Госдумы Вячеслав Тетекин:
Версия третья. Потому что!
Если вы послушали Тетекина, то отчасти познакомились с этой версией. Даже при снижении объективных расходов на производство бензина, в том числе, стоимости нефти, цены на АЗС ползут (иногда даже скачут) вверх.
Дать ответ на вопрос: "ну как так-то, ребята!?" порой не могут даже ответственные за это направление чиновники. Когда борзометр зашкаливает, начинается наше любимое ручное управление: заморозка цен, вывозные пошлины и т.д. и т.п.
Можно ли навести порядок на рынке бензина? (тяжело вздыхает)
Увы, нет. Сейчас мы имеем дело с "рыночным ценообразованием". В переводе на русский: с ценами производители и трейдеры могут делать все, что хотят путем сговоров, искусственных ограничений и создания дефицита. Правительство хвастается кнутом: повысим вывозные пошлины до 90%, но само тоже не спешит отходить от бензиновой кормушки. Например, снижать налоговый вклад в стоимость литра.
Нынешняя ситуация всех устраивает. Кроме нас - неаффилированных с владельцами "Роснефти" покупателей топлива.
Еще о ТЭК:
Почему в России не кончится нефть?
Бензин опять дорожает