Найти тему

ПОЧЕМУ ЕГЭ ПО ИСТОРИИ ХОТЯТ СДЕЛАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ?

Министр просвещения Ольга Васильева заявила, что ЕГЭ по истории может стать обязательным после 2022 года. Пилотный проект будет введен в 2020 году. На сегодняшний день в России обязательными являются только ЕГЭ по русскому языку и математике.

Мнение экспертов Центра Ломоносова -

Вадим Волобуев, кандидат исторических наук

Я сугубо положительно к этому отношусь. Потому что, история - это память человечества в целом и каждого отдельного народа в частности. Как можно жить без истории? Это же, как человек без памяти! Мы же не можем жить без памяти. И обществу в первую очередь нужна память, чтобы ориентироваться в окружающем мире. Другое дело, чтобы это не превратилось опять в какой-то абсурд и бюрократическое очковтирательство. Потому что, на мой взгляд, сейчас государственный экзамен по истории очень сложен и внутренне противоречив.

К примеру, составитель заданий к этому экзамену пишет, что в письменной части, в эссе должны присутствовать два исторических лица, два события и обязательно надо отметить вклад этих исторических лиц в данные события.

Ну что такое вклад? Например, если мы пишем, что Емельян Пугачев возглавил восстание – это не вклад. Нужен конкретный волевой шаг, потому что так можно написать о любом лидере любого восстания. Нужно написать, чем Емельян Пугачев в данном случае отличился. Вкладом именно в данном случае будет то, что Пугачев назвал себя Петром III, то есть стал самозванцем. Это его конкретный вклад.

Но, самое интересное, когда я смотрел, эссе прошлого года, которые получили высокие оценки, ни в одном из них упомянутого вклада нет! То есть, получается, что эксперты оценивают совершенно по другому принципу, чем рекомендует составитель этих сочинений. Причем он сам это оценивает. И совершенно непонятно, что говорить ученикам по поводу того, как они должны писать эссе.

Я уверен, что когда действительно ЕГЭ по истории сделают обязательным, наверняка найдется еще много таких примеров внутренне противоречивых вещей, которые надо будет утрясать. Это ведь создает почву для придирок к ученикам. Они могут ответить совершенно правильно, но неверно с точки зрения эксперта. Поэтому нужно очень четко регламентировать - что именно нужно включать в этот экзамен.