2018 год — год разочарований. В этом году в продажах провалилось какое-то невероятное количество игр — преимущественно сиквелов.
Однако если у вас начало складываться впечатление, будто народ устал жевать дежурные продолжения, не торопитесь с выводами.
Давайте для начала вспомним все сиквелы 2018 года и посмотрим, какие они показали результаты — это не займет много времени, но сделает картину объективнее.
Все очень плохо:
1. Life is Strange 2 — первый эпизод игры стартовал в четыре раза хуже, чем первая часть.
2. Assassin's Creed: Odyssey — игра продалась в полтора раза хуже, чем Origins.
3. Hitman 2 — игру не сравнивают с предыдущей частью, т.к. та выходила эпизодами. Но продажи относительно Hitman: Absolution оказались хуже в 10 раз.
4. Soul Calibur 6 — игра продалась в два раза хуже предшественницы.
5. Darksiders 3 — продажи оказались в шесть раз хуже Darksiders 2.
6. Battlefield 5 — новая часть шутера показала самый слабый результат за последнее время, и продалась в четыре раза хуже Battlefield 1.
7. Just Cause 4 — игра продалась в три раза хуже, чем Just Cause 3.
8. Fallout 76 — это спин-офф, а не сиквел, но все же: игра продалась в пять раз хуже, чем Fallout 4.
9. Pillars of Eternity 2 — сиквел популярной изометрической RPG продался в 10 раз хуже оригинальной игры.
10. FIFA 19 — свежая часть футсима от EA продалась на четверть хуже прошлой.
Итого: 10 провалов крупных серий.
А нам норм:
1. Far Cry 5 — игра разошлась пятимиллионным тиражом за неделю. Для сравнения, Far Cry 4 продала восемь миллионов копий за... год.
2. God of War — игроки купили пять миллионов Кратосов и Атреев за месяц. Учитывая, что это эксклюзив для PS4, результат впечатляющий.
3. Call of Duty: Black Ops 4 — пятнадцатая (или какая там по счету) часть Call of Duty стала самой популярной частью игры за все время, и в первый день продалась большим тиражом, чем WW2 за все время.
4. Forza Horizon 4 — самый успешный запуск в истории серии.
5. Red Dead Redemption 2 — самый успешный запуск... вообще за всю историю игр. Лучше — только GTA 5.
Итого: 5 успешных продолжений.
И что?
Итого мы имеем 33% качественных игр против 66% пустышек. А пытливый ум читателя уже к этому моменту должен был обратить внимание на некоторые закономерности.
Давайте попытаемся вычленить их из тайтлов первого списка:
1) игры, которые уже достигли пика своей популярности, а теперь идут на спад. Игрокам надоело. Приевшийся старый опыт не получается разбавить новыми идеями. От этого пострадали SC6, JC4, BF5 и Hitman 2;
2) неудачные продолжения, разработчикам которых не удалось нащупать правильный вектор развития серии: Darksiders 3, Life is Strange 2;
3) откровенные жертвы ежегодного конвейера или просто плохие игры: FIFA 19, Assassin's Creed, Fallout 76.
А теперь давайте проделаем то же самое с играми второго списка и вычленим из них причины успеха:
1) игры с правильным вектором развития — к примеру, Call of Duty, целиком ушедшая в мультиплеер, и Far Cry 5, сделавшая огромный акцент на возможностях песочницы;
2) относительно свежие серии, едва-едва достигшие пика популярности и еще не успевшие надоесть игрокам, как Forza Horizon 4 — можем поспорить, что следующая часть разойдется куда хуже;
3) культовые серии, выходящие раз в поколение — RDR 2 и GoW 5.
Сиквел сиквелу — рознь
Сиквел — это всегда лакомый кусок для издателя. И несложно понять, почему:
Во-первых, игру не нужно делать с нуля — нужно просто допилить прошлую часть. Это дешево и просто.
Во-вторых, у тебя уже есть большая аудитория, готовая покупать добавку к любимой игре.
В-третьих, вероятность полного провала низка: даже если какая-то часть продастся хуже предыдущей, солидных убытков это, скорее всего, не принесет из-за дешевизны такой разработки.
Вследствие указанных причин разработчики обычно кладут огромный жирный болт на любое качество: тяп-ляп — и в продакшен. Так и умирают отличные некогда серии, превращаясь в максимально убогие и вторичные продукты. Именно продукты, а не творения. Товары, предназначенные просто для продажи. В таких играх нет души, и опытный геймер зачастую обходит их стороной.
Казалось бы, только этого заявления хватит, чтобы оправдать законодательный запрет любых продолжений — только новые IP! Но дело совсем не в сиквелах самих по себе. Дело в политике разработчиков и пошибе творца.
Продолжение можно ведь использовать грамотно. Просто посмотрите на God of War и RDR 2 — такие игры выходят раз в поколение и требуют множество времени на разработку. За это время успеваешь соскучиться по любимой серии, а тренды игрового рынка меняются на столько, что такие продолжения лишь отдаленно напоминают оригинальные части.
Но, знаете, мне все равно кажется, что есть какое-то оптимальное количество продолжений. Скажем, 3-4 части максимум, ведь дальше освежить серию получается далеко не у всех. А вам так не кажется?