"Если бы в свое время я не выбрал киношколу и карьеру режиссера, возможно, я стал бы Джеком" - слова режиссера фильма "Дом, который построил Джек". И, собственно, это и есть почти главная мысль этого фильма. Попытка показать свою сущность. Но это не значит, что кино однобокое и неинтересное. В конце концов, это же Триер. Как минимум будет так, как никто до этого не делал и не сделает.
Наверное, любой творец, который занял весомое место в искусстве воздействовал на зрителя эмоционально. Но делать это можно по-разному: воодушевлять или будоражить. Ларс фон Триер из тех, кто выбирает второе и задирает планку всегда чуть больше, чем среднестатистический художник. Именно художник, потому что Триера, сложно назвать просто режиссером. Он всегда немного не в жанре, его кино всегда не по правилам. А многие сцены легко можно распечатывать и вешать на стены в качестве картин. Но перейдем непосредственно к последнему фильму.
Дом, который построил Джек
Новый фильм рассказывает историю серийного маньяка, которому очень везло. Историю своих убийств повествует сам маньяк и делит их на 5 инцидентов. С каждым инцидентом режиссер будто нащупывает предел каждого зрителя, изощряя убийства все больше и больше. А финальный эпизод Триер делает таким, будто насмотрелся "Человеческую многоножку". Только добавляет красивого визуала.
Когда смотришь такие жестокие фильмы, напрашивается вопрос: а зачем вообще это все? Да, Триер сам говорит, что снимает кино не для зрителя. Не то, что нравится всем, а то что хочется ему самому. Но кроме 2х часового размышления режиссера на тему "вот, что бы я делал, если бы не снимал кино", я вижу еще, как мастерски Триер помогает зрителю проникнуться чувствами главного героя. А точнее их отсутствием, ведь он психопат. Все жертвы довольно безлики. Нам ничего о них не рассказывают, кто они, чем они живут, а поэтому сопереживать им почти невозможно. Некоторые из них раздражающие, что ты даже немного понимаешь героя, другие настолько глупы, что ты просто не можешь им сочувствовать. И получается, что вы также холодно наблюдаете за убийствами, как и главный герой-маньяк. И в конце вас больше всего задевает момент с утенком.
Герой называет себя художником, потому что считает, что не просто убивает людей, а делает из них произведения искусства. А в качестве красок выступают живые люди или, как называет их герой, "благородная гниль". Он считает, что своими убийствами возвеличивает их. Вот они были живые, незаметные, а пришел он и превратил их во что-то значимое. Такими рассуждениями герой возвышает и себя и всех самый злостных угнетателей человечества. Но даже если придать красивый смысл своим зверствам, убийство все равно останется убийством. И видимость выбора, которую дает Верджи в конце, показывает истинную сущность героя: самонадеянный нарцисс и ничего больше.
"Дом, который построил Джек" - это многослойное кино, с многочисленными отсылками. В том числе и к собственным фильмам режиссера (кто еще так делал вообще??) Здесь и притчи про жизнь и смерть, и замах на Данте Алигьери с путешествием по кругам ада. Да и черный юмор на уровне. В общем, "Дом, который построил Джек" - это не великое кино человечества. Не то, что вам захочется пересмотреть в моменты уныния, да и вряд ли вообще когда-либо. Но это определенно фильм, который интересно рассуждает на нетипичные темы и посмотреть на устоявшиеся правила с другой стороны. И не смотря на жестокость некоторых сцен, фильм спокойно можно назвать красивым. Поэтому Ларс фон Триер - снова браво.