Найти тему
Издательство МИФ

Хронология искусства

Оглавление

Книга-новинка «Хронология искусства» наглядно демонстрирует развитие мирового искусства на примере самых важных произведений в истории. Рассматривает их в контексте политики, экономики, литературы, науки и событий с начала времен до наших дней. Публикуем несколько отрывков из нее.

Новое — комбинация старого

«Ничто не возникает из ничего», — заявлял сэр Джошуа Рейнольдс в одной из своих лекций. И его слова отлично иллюстрируют важность истории. «Очевидно, бóльшая часть жизни человека должна быть посвящена сбору материалов для тренировки духа. Открытие — новая комбинация образов, однажды увиденных и отложившихся в памяти». В этом смысле ни один художник не может выйти за рамки своего поколения.

И на самое сокровенное произведение влияет среда, в которой оно создается, даже если автор сделал все, чтобы защитить его от людей и природы.
Разворот из книги
Разворот из книги

Живопись на пленэре

Появление живописи на пленэре — основы импрессионизма — обусловлено внешними факторами. Раньше краску можно было приобрести только в свином пузыре, завязанном шнурком. чтобы пользоваться ею, нужно было проколоть оболочку. Но никто не придумал, как заделать дырку; хуже того, на воздухе краска быстро сохла. Да и сам пузырь было непросто носить с собой: в любой момент он мог лопнуть.

Клод Моне, «Впечатление. Восход солнца»
Клод Моне, «Впечатление. Восход солнца»

Писать на пленэре было неудобно. Производители искали решение. В 1830 г. появились металлические шприцы. Удобнее, но недешево. Прорыв совершил Джон Ренд, американский художник, живший в Лондоне. В1840 г. он придумал гибкий жестяной тюбик с завинчивающейся крышкой. Тюбик не протекал, и его можно было открывать и закрывать — качество материала не страдало. Тюбики быстро стали популярны. Как писал Огюст Ренуар:

«Без красок в тюбиках не было бы ни Сезанна, ни Моне, ни Писсарро, ни вообще импрессионизма».

Без глаз и губ

Пигмент (а точнее, его отсутствие) может влиять на то, как мы воспринимаем произведения искусства. В качестве самого необычного примера можно привести миниатюрные мраморные статуэтки, которые делали на островах Киклады в Эгейском море в третьем тысячелетии до нашей эры. Кикладские идолы стилизованы почти до уровня абстракции.

-3

Их головы треугольной формы, нет никаких черт лица, кроме носа. Руки на женских фигурках плотно прилегают к телу. Мужчины часто вырезаны сидящими с музыкальными инструментами. В начале XX в. художники были очарованы этими статуэтками, ясностью и простотой их форм. Большими поклонниками статуэток были Пикассо и Бранкузи. Некоторые скульптуры Модильяни сделаны под впечатлением от Кикладских идолов. Но, как показал позднейший анализ, изначально на лицах идолов были нарисованы глаза и губы. Это вряд ли понравилось бы модернистам.

О книге

«Хронология искусства» подчеркивает связи между искусством и историей, ставит рядом ключевые произведения и важные события, так что сразу можно увидеть эволюцию искусства западного мира. Избегая традиционного деления на художественные школы и течения, «Хронология» представляет свежий взгляд на историю искусства. И в результате читателя ожидает множество открытий. Например, что самое прославленное произведение периода неоклассики «клятва Горациев» Давида было написано всего через пару лет после создания самой знаменитой картины романтиков «ночной кошмар» Фюсли.

-4

Поставив произведения, от наскальных рисунков до муралов Бэнкси, в соответствующий общественный, политический и культурный контекст, эта книга даст вам более глубокое понимание событий, которые стоят за ними, а также совершенно новый взгляд на историю искусства.

Полистать книгу на сайте →

-5

Понравилось? Ставьте лайки, делитесь в соцсетях! 👍😃

Ваш МИФ ❤️

Много хороших книг на нашем сайте, заходите, у нас появилось много новинок: m-i-f.ru