Книга-новинка «Хронология искусства» наглядно демонстрирует развитие мирового искусства на примере самых важных произведений в истории. Рассматривает их в контексте политики, экономики, литературы, науки и событий с начала времен до наших дней. Публикуем несколько отрывков из нее.
Новое — комбинация старого
«Ничто не возникает из ничего», — заявлял сэр Джошуа Рейнольдс в одной из своих лекций. И его слова отлично иллюстрируют важность истории. «Очевидно, бóльшая часть жизни человека должна быть посвящена сбору материалов для тренировки духа. Открытие — новая комбинация образов, однажды увиденных и отложившихся в памяти». В этом смысле ни один художник не может выйти за рамки своего поколения.
И на самое сокровенное произведение влияет среда, в которой оно создается, даже если автор сделал все, чтобы защитить его от людей и природы.
Живопись на пленэре
Появление живописи на пленэре — основы импрессионизма — обусловлено внешними факторами. Раньше краску можно было приобрести только в свином пузыре, завязанном шнурком. чтобы пользоваться ею, нужно было проколоть оболочку. Но никто не придумал, как заделать дырку; хуже того, на воздухе краска быстро сохла. Да и сам пузырь было непросто носить с собой: в любой момент он мог лопнуть.
Писать на пленэре было неудобно. Производители искали решение. В 1830 г. появились металлические шприцы. Удобнее, но недешево. Прорыв совершил Джон Ренд, американский художник, живший в Лондоне. В1840 г. он придумал гибкий жестяной тюбик с завинчивающейся крышкой. Тюбик не протекал, и его можно было открывать и закрывать — качество материала не страдало. Тюбики быстро стали популярны. Как писал Огюст Ренуар:
«Без красок в тюбиках не было бы ни Сезанна, ни Моне, ни Писсарро, ни вообще импрессионизма».
Без глаз и губ
Пигмент (а точнее, его отсутствие) может влиять на то, как мы воспринимаем произведения искусства. В качестве самого необычного примера можно привести миниатюрные мраморные статуэтки, которые делали на островах Киклады в Эгейском море в третьем тысячелетии до нашей эры. Кикладские идолы стилизованы почти до уровня абстракции.
Их головы треугольной формы, нет никаких черт лица, кроме носа. Руки на женских фигурках плотно прилегают к телу. Мужчины часто вырезаны сидящими с музыкальными инструментами. В начале XX в. художники были очарованы этими статуэтками, ясностью и простотой их форм. Большими поклонниками статуэток были Пикассо и Бранкузи. Некоторые скульптуры Модильяни сделаны под впечатлением от Кикладских идолов. Но, как показал позднейший анализ, изначально на лицах идолов были нарисованы глаза и губы. Это вряд ли понравилось бы модернистам.
О книге
«Хронология искусства» подчеркивает связи между искусством и историей, ставит рядом ключевые произведения и важные события, так что сразу можно увидеть эволюцию искусства западного мира. Избегая традиционного деления на художественные школы и течения, «Хронология» представляет свежий взгляд на историю искусства. И в результате читателя ожидает множество открытий. Например, что самое прославленное произведение периода неоклассики «клятва Горациев» Давида было написано всего через пару лет после создания самой знаменитой картины романтиков «ночной кошмар» Фюсли.
Поставив произведения, от наскальных рисунков до муралов Бэнкси, в соответствующий общественный, политический и культурный контекст, эта книга даст вам более глубокое понимание событий, которые стоят за ними, а также совершенно новый взгляд на историю искусства.
Полистать книгу на сайте →
Понравилось? Ставьте лайки, делитесь в соцсетях! 👍😃
Ваш МИФ ❤️
Много хороших книг на нашем сайте, заходите, у нас появилось много новинок: m-i-f.ru