После выхода статьи «Разговор с издателем» я прочитала несколько комментариев, где авторы пеняют издательствам на то, что те вынуждают творческих людей становиться самим себе продюсерами и пиарщиками. Что, дескать, души в издателях не осталось, жилка просветительства исчезла – кругом одна коммерция. Возможно и так, но скажите, способны ли восклицания «о времена, о нравы» продвинуть кого-то к изданной книге?
Игра по правилам
В рамках этой статьи у меня нет идеи выгородить издательства или встать на сторону авторов, которые видят в издательстве бездушного стяжателя вместо опытного партнёра. Я просто хочу расставить точки над «i». Разобрать схему работы рынка, куда стремятся попасть восемь авторов из десяти, но не понимают, почему на входе их не встречает приветливая девушка-хостес.
В начале ещё раз обращу ваше внимание на неоспоримый факт: издательский бизнес – это бизнес, и его цель зарабатывать деньги. Успешный издатель, как и любой другой бизнесмен, умеет выбрать/создать товар, который с максимальной вероятностью принесёт ему прибыль. Это данность и те авторы, которые её принимают, быстрее оказываются на полках магазинов.
Можно сколь угодно долго осуждать коммерциализированность издательств, и оставаться непечатаемым автором, а можно последовать правилам игры и заключить контракт. В каком пространстве вариантов быть – решает каждый сам. Я же расскажу, какую работу надо проделать, чтобы попасть в поле зрения издателя.
Потерянные авторы
«Самая большая проблема, что в издательство обращаются потерянные авторы, которые не знают с чего начать», – сказала на своём вебинаре Ирина Гусинская, зам главного редактора издательства «Альпина Паблишер». (О вебинаре читайте здесь.)
Всем издательствам нужны новые авторы. Они глубоко заинтересованы (про бизнес помните?) в полезных и обсуждаемых книгах. Поэтому их редакторы постоянно мониторят рынок самиздата и гуглят популярные блоги, выискивая свежие имена или актуальные темы. Только смотрят они не на одарённость автора, не на мастерское владение словом, а на коммерческий потенциал темы, в которой тот востребованный профи (напомню, мы обсуждаем нон-фикшн). «Причесать» текст помогут литературные редакторы и корректоры.
Нередки случаи, когда издатель обращается к известному психологу, бизнесмену или эксперту с предложением выпустить книгу. Будущий автор мог даже не думать об этом, но его личный бренд, профессионализм и вовлечённая аудитория сами создали спрос на книгу, издатель лишь разглядел потенциал (возможность заработать). Вот почему издатели советуют наращивать свою популярность в интернете – так вас проще заметить и читателей искать не надо, они среди ваших подписчиков.
Но вернёмся к потерянным авторам. Они приходят в издательства самотёком, т.е. присылают рукописи и заявки на электронный или физический адрес. И часто не знают, как начать диалог с будущим партнёром. Многие просто отправляют текст книги без всяких объяснений.
А теперь представьте, принимающий редактор просматривает в день от пятидесяти до ста таких заявок. Есть идеи, как в этом потоке отхватить десять минут его драгоценного времени и заинтересовать своей книгой? У меня только одна – стать собранным автором, умеющим себя подать.
Как привлечь внимание издателя к своей книге?
Прежде всего, показать редактору, какую большую работу вы проделали до того, как обратиться в издательство. Не просто написали книгу, но и изучили, чем она отличается от похожих книг, знаете кто её купит и почему.
Помните в статье «Разговор с издателем» я приводила цитату Ирины Гусинской: «Вы так должны представить себя в заявке, чтобы издательство захотело с вами встретиться»? Давайте учиться.
Что нужно сделать, чтобы вашу заявку заметили?
1. Определиться с темой и жанром книги
Решите что вы будете писать: бизнес-книгу (историю компании, бренда), обучающую книгу (пособие, инструкцию, сборник кейсов), публицистику (личную историю), другое? Если книга уже написана, также определите её жанр.
Какую тему раскроете? Опишите о чём ваша книга в двух предложениях – ясно и лаконично. Покажите описание другу, коллеге, супругу. Если поймут без уточнений, значит вы чётко понимаете свою тему.
2. Проанализировать аудиторию
Поймите, кто будет читать вашу книгу, почему она окажется интересной именно этим людям. Ответы на какие вопросы они захотят в ней найти? В чём она им поможет, какие вопросы решит, чему научит?
Убедитесь, что аудитория не слишком узкая, а тема книги не чересчур специфичная. Например, книга не об увеличении продаж деревянных изделий для дома, интересная только владельцам столярных мастерских. Такой вид литературы годится для самиздата.
3. Проанализировать авторов-конкурентов
Изучите книги с похожей тематикой. Поймите, чем будет отличаться от них ваша книга. Посмотрите, на чём другие авторы сделали акценты и почему, подумайте, чего не хватает в их книгах и что уникального есть в вашей.
4. Проанализируйте коммерческий потенциал
Подумайте, почему среди похожих книг читатели выберут и купят именно вашу? Насколько широкая может быть у неё аудитория – 2000 человек, 5000, 10 000, 100 000? Какие объективные доводы подтверждают ваше предположение?
5. Выберите издательство
Оно должно специализироваться на книгах вашего жанра. Бессмысленно отправлять книгу о бизнесе в издательство, чья ниша детские книги и художественная литература. Также не занимайтесь веерной рассылкой наудачу. Это не сработает. Лучший результат принесут избирательность и индивидуально составленные сопроводительные письма, где вы проявите осведомлённость об ассортименте книг по вашей тематике, выпущенных выбранным издательством.
6. Составьте грамотную заявку
Как правило, на сайтах издательств есть электронная форма для подачи заявки. В неё вбиты несколько вопросов о вас и вашей книге. Чем подробнее вы на них ответите, тем больше у вас шансов заполучить внимание редактора.
Покажите в сопроводительном письме ту работу, что проделали в предыдущих пунктах. Расскажите издателю о теме книги: почему считаете её интересной, своевременной и востребованной. Чётко пропишите основную идею книги и её задачу (что она призвана решить или изменить).
Расскажите, чем ваша книга отличается от таких же книг других авторов, в чём её особенность, фишка. Какой аудитории она адресована и почему, по вашему мнению, будет продаваться.
Расскажите о себе: почему именно вы написали или можете написать книгу на эту тему. В чём уникальность вашей истории, опыта?
Помните, что в заявке вам нужно продать свою книгу издателю. По сути, это ваше коммерческое предложение о сотрудничестве, поэтому не ограничивайтесь сухой припиской «книга про то, как стать счастливым» или, что хуже, рукописью без сопроводительного письма и информации о вас. Часто их даже не открывают.
Уважайте работу издательства, относитесь к нему, как к партнёру, презентуйте книгу, как выгодный проект, и обязательно получите ответ на заявку. В конце концов, вы ведь тоже идёте к издательству не за «спасибом» от читателей (иначе удовлетворились бы размещением книги на бесплатных площадках), а рассчитываете на роялти, гонорар или широкую известность. Почему бы в таком случае не вести себя по-деловому?
Всем книг!
Кстати, предложенная схема подойдёт и тем, кто издаётся самостоятельно. Она поможет создать успешную книгу нон-фикшн, которая будет продаваться.
Текст Елены Мельниковой