Добра и мира моим дорогим читателям!
Сейчас становится модно заниматься саморазвитием. Со всех утюгов несется, что это очень важно, очень нужно, потому что ничего в жизни у тебя не получится достичь без этого самого саморазвития.
И тут начинается самое интересное. А что такое саморазвитие? Ведь каждый понимает это словосочетание по-своему. Для кого-то может быть заниматься саморазвитием значит побольше играть в танчики, или что сейчас на ютюбе все рекламируют — викинги? Ведь компьютерные игры развивают кучу способностей. И разве с этим будешь спорить? Конечно же они что-то развивают.
Для кого-то саморазвитие — это чтение блогов или новостей. Накапливание информации о том, что в мире происходит. Развиваться значит быть в курсе всех политических колебаний и знать по фамилии каждого министра.
Кто-то считает, что саморазвитие предполагает изучение психологии, поэтому подписывается на паблики, где каждый день учат психологии, публикуя фразы типа: «в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты — целый мир».
Кто-то вообще говорит, что все это земное и преходящее, а саморазвитие — это изучение метафизического, то есть духовного мира, и с головой бросается в астрологию, буддизм, иудаизм или еще в какой-нибудь «–изм».
Так что такое саморазвитие, по сути? Что конкретно нужно развивать? То, что развивать что-то нужно — сомнений нет. Но вот что?
Ну и, конечно же, тот, кто хочет достичь больших высот в танчиках, развивает в себе скорость и меткость стрельбы, кто хочет отрешиться от всего земного — уходит в нирвану. Это право каждого развивать в себе то, что считает полезным.
Но сегодня я буду говорить про саморазвитие с точки зрения того, что конкретно нужно в себе развивать, чтобы воспринимать и трактовать реальность вокруг себя максимально объективно, быть в жизни эффективным и прожить максимально гармоничную и интересную жизнь.
Начнем, как всегда, издалека. Аж с 17 века нашей эры и вспомним известного математика по фамилии Рене Декарт, который задолго до нас с вами точно так же задумался о том, что конкретно нужно развивать, чтобы встать на путь саморазвития.
Его очень сильно напряг тот факт, что все, что он знает — это чужие знания.
Я об этом говорю почти в каждом выпуске, потому что с понимания этой фразы началось и мое саморазвитие. Декарт заметил, что много того, в чем он был убежден, в последствии оказалось совсем не так, как он думал.
Мы все проходим через это, когда взрослеем. В какой-то момент мы замечаем, что то, в чем мы были убеждены, на самом деле оказалось по-другому. Ну, вы еще, наверное, это помните.
Мы подросли, и вдруг оказалось, что Деда Мороза не существует, папа — не самый сильный и не знает всех ответов на наши вопросы, а медведи на самом деле не такие милые и пушистые, как тот ваш любимый медвежонок, с которым вы засыпали каждую ночь.
И Декарт задал себе следующий вопрос: «а что, если все мои убеждения ложны, но я об этом еще не знаю, потому что просто еще не дорос до того, чтобы это понять? Как я могу быть уверен, что мои убеждения истинны?» — буквально закричал Декарт и для того, чтобы наверняка во всем разобраться, отбросил все свои убеждения.Он предложил следующую метафору. Представьте, у вас есть корзина яблок, и одно яблоко гнилое. Так как гниль распространяется, то гнилое яблоко может испортить все остальные. Для того, чтобы найти это гнилое яблоко, нужно выбросить все яблоки из корзины, и после внимательного осмотра каждое по отдельности вернуть обратно в корзину.— И точно так же как гнилое яблоко, ложное убеждение может распространяться и искажать истинные убеждения, — сказал Декарт и, как я уже сказал выше, отверг все свои верования и убеждения, чтобы их проанализировать.Он начал исследовать все свои убеждения по отдельности. И начал он с эмпирических верований, с вещей, которые мы воспринимаем нашими органами чувств.Мы думаем, что наши органы чувств очень надежный источник информации, если мы видим, слышим, чувствуем на вкус, нюхаем и трогаем, то мы знаем наверняка. Но так ли это?Декарт обратил внимание, что наши чувства нас постоянно обманывают.
- Вы заметили друга в толпе, побежали за ним, и хлопнули по плечу незнакомого вам человека.
- Еда меняет свой вкус, когда мы болеем.
- Немного задержал дыхание — и комната начала крутиться вокруг тебя.
- Вода комнатной температуры кажется горячей, когда мы приходим с мороза, и список можно продолжать.
И тут сразу приходит другой вопрос: как тогда нашим чувствам можно вообще доверять?
Но Декарт копал глубже. Вы наверняка помните сон, который был настолько реальным, что вы даже не предполагали, что вы спите.
А может у вас были сны, когда вам снилось, что вы проснулись, но в этот момент вы еще спали. Тогда как мы вообще можем быть уверены, что мы сейчас не спим?
Может, вы только думаете, что смотрите канал «Антидот», а на самом деле вы спите в своей кровати, и я вам явился во сне?
И, конечно же, я ничего против этого не имею, но вы, возможно, мне ответите: «так когда я проснусь я же пойму, что это был сон. И то же самое с чувствами, когда они меня обманули — это были просто временные заблуждения, но обстоятельства изменились, и я понял, что ошибался».
Это качество — проверить себя самого и способность понять, что ты заблуждался —Декарт называл «мелкими сомнениями». То есть ты в чем-то был уверен, но обстоятельства изменились, ты переместился в другую точку, и с нее стало видно, что ты ошибался.
Но что, если все ошибаются? Что, если нет такой точки, откуда можно увидеть, что все ошибаются, что если все живут в матрице? Как такие вещи проверить?
И такие вещи, которые нельзя проверить, он называл «глобальными сомнениями».
Английский математик и историк Рассел Бертран проиллюстрировал концепт глобальных сомнений в так называемой «гипотезе пяти минут».
Он спросил, А что если предположить, что вселенная была сотворена 5 минут назад? И создатель специально все так сделал, чтобы мы думали, будто ей, допустим, 14 миллиардов лет. Он специально все продумал и сделал так, чтобы все доказывало, что вселенной 14 миллиардов лет и заложил все от костей динозавров в слои грунта до шрама на твоей коленке с памятью, как ты его получил вчера, но на самом деле вселенной всего 5 минут?
Это звучит как бред, но как это опровергнуть? Как доказать, что это не так?
И Рассел отвечал: «а так ли это важно?».
Но Декарт, как приличный католик своего времени, считал, что это важно. И пытался найти хоть одно убеждение, с которого можно было бы начать собирать свою картину мира. Хоть одно, в чем он точно бы не сомневался.
Не знаю, сколько это заняло у него времени, может быть большую часть жизни, так что когда он нашел то, в чем он был точно уверен, он написал целую книгу на эту тему.
Он подвергнул сомнению все, абсолютно все, но он мог подвергнуть сомнению тот факт, что он сомневается. Вот в этом он был точно уверен. И только потому, что он сомневается, значит, что он существует.
Сомнение — это мысль, а если есть мысль, то должен быть тот, кто ее имеет.
Ага, это был его случай.
И в своей книге «Размышления о первой философии» он написал так:
«Cogito ergo sum» — «Я мыслю, следовательно, я существую».
Это было очень большим прорывом в философии того времени.
И тут я слышу уместный вопрос: «к чему ты, Майкл, все это рассказываешь, ты хочешь блеснуть своими знаниями?».
Так это людей раздражает. Я это тоже знаю.
Я просто пытаюсь для себя определить что такое «саморазвитие», и прихожу к тому, что это самая лучшая аналогия для того, чтобы это сделать.
Для меня саморазвитие — это постоянное сомнение в том, что ты сейчас знаешь. Постоянный поиск новых углов, чтобы дополнительно изучить то или иное явление в жизни.
Не изучить много новых явлений, хотя и это тоже важно, но не в первую очередь, а одни и тоже явления в жизни изучить под разными углами.
Вы найдете в интернете кучу определений по запросу «что такое саморазвитие», но я не нашел такого, которое содержит в себе этот главный принцип. Если ты встал на путь саморазвития, то, куда бы ты не пошел, ты всегда находишься вначале пути.
И если рассматривать саморазвитие с этого ракурса, то это постоянный поиск новой точки зрения на один и тот же вопрос. И тут чем больше знаешь, тем больше точек зрения у тебя появляется.
Раньше ты заходил в новую комнату и у тебя две двери, черная и белая, и ты знал, что всегда надо выбирать белую, но если начинаешь узнавать разные точки зрения об одном и том же явлении, то картина мира резко усложняется. Уже не все так просто: ты открываешь дверь в новую комнату, а там уже пять дверей и с разными оттенками серого, и уже на так просто принять решение… надо думать.
И начинается саморазвитие с того, что ты откидываешь все свои убеждения, как Декарт яблоки из корзины, и начинаешь, по одному обратно складывать их в корзину. То есть подвергаешь сомнению все свои убеждения и только после тщательного анализа складываешь их по одному обратно в корзину.
Ведь если в вашей корзине будет только одно убеждение, в котором вы абсолютно уверены, но на самом деле это не так, то даже все ваши остальные правильные убеждения уже не имеют цены, потому что они все влияют на друг друга, а иногда и вытекают друг из друга. И раз мы из своих убеждений складываем карту мира, то там могут быть серьезные ошибки, которые могут привести нашу жизнь к краху или существенно ее усложнить.
Так как переводить свои предположения о мире, из категории «я верю» в категорию «я убежден». Ведь это очень разные позиции. И между ними — огромная пропасть.
Тот, кто верит, потому и говорит, что он верит, так как он не может себя в этом убедить и поэтому ему надо в это верить. Тот, кто в чем-то убежден, ему не надо верить. Он подверг все сомнению и если он в чем-то убежден, то ему уже не надо в это верить, ведь сомнение — это то, что убивает веру.
И, возможно, многие верующие в этот момент напрягутся, но что в этом плохого подвергнуть сомнению даже свою веру? Если это абсолютная истина, то изучив ее со всех сторон, ты всегда можешь прийти к тому, чему ты верил, только уже не надо будет говорить: «я верю», можно уже будет говорить: «я убежден», а если придёшь не к тому, во что ты верил, то что в этом страшного? Ведь ты придёшь к чему-то другому и самое главное, перейдешь из категории «я верю» в категорию «я убежден».
И тут возможно кто-то скажет: «остановись Майкл, ты тут заходишь уже слишком далеко!».
А как иначе? Те, кто давно занимается саморазвитием именно в таком ключе, поймут, о чем я говорю — другого пути нет.
Вбейте в поисковик слово «саморазвитие» и нажмите на картинки, посмотрите, с чем ассоциируется это слово.
Эти картинки напоминают того, кто вырвался на свободу. Значит, он сделал усилие, что-то прорвал? И кого, вы думаете, он победил и поэтому вырвался? Правильно, себя.
Мы сами себя держим в рамках, потому что это страшно. Я об этом уже говорил в выпуске про то, как научиться думать.
И чем старше человек, тем страшнее ему это сделать. И это понятно, конечно же, это страшно в конце жизненного пути, подвергнуть сомнению все свои убеждения и ценности — ведь может оказаться так, что всю жизнь гнался за ложными ценностями и жизнь прожита зря. Конечно же, никто не хочет к этому прийти.
Поэтому чем раньше вы подвергнете все свои убеждения переоценке, тем это легче сделать и самое главное — больше времени впереди останется, чтобы построить свою жизнь на истинных убеждениях и ценностях.
И, чтобы это было легче сделать, пусть вам поможет следующая мысль.
Те, кто говорят, что нельзя веру подвергать сомнению, по сути, не хотят, чтобы вы перешли в категорию убежденных. Может им лучше, чтобы вы оставались в другой категории. Может им есть что скрывать?
Итак, теперь самое сложное. Ну, допустим, вы решились рискнуть и отбросили все свои убеждения, и что теперь? По какому принципу их обратно складывать? У тебя же должны быть какие-то убеждения. Из чего картину мира складывать? Что после этого можно называть убеждением? Ну да, я сомневаюсь, следовательно, я мыслю, я мыслю значит я существую, а что дальше?
Теперь вы понимаете, что в жизни человека, который встал на путь саморазвития не так много вещей, в которых он абсолютно уверен. Их очень мало.
И тут знаменитая сократовская фраза: «я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают даже этого» — думаю, будет идеальным дополнением картины под названием «саморазвитие».
Но как складывать яблоки обратно? Как быть в чем-то уверенным?
Ответ каждый находит сам. Добро пожаловать в клуб. Тут каждый думает сам и предлагает свои решения. Вот что я нашел по этому вопросу.
В мире долгое время пользовались методикой, которую предложили еще древнегреческие философы — смотреть на мир непредвзятыми глазами. Ты просто наблюдай за тем, что видишь, и делай предположение, как все взаимосвязано. То есть попробуй выдвинуть свою гипотезу.
Например, ты видишь белого лебедя, потом снова белого лебедя, и все лебеди, которых ты видел, были белыми. На основании этого ты предполагаешь, что все лебеди белые.
Все пользовались этим методом, пока в начале 20 века австрийский профессор Карл Поппер не поднял планку на совершенно другой уровень. Он сказал, что если ты решил что-то наблюдать и исследовать, есть причина, почему именно это ты решил исследовать. Значит, у тебя уже есть какие-то убеждения по этому поводу, признаешь ты это или нет. И в зависимости от того, какие убеждения ты имеешь, ты будешь исследовать этот объект или явление под определенным углом, то есть ты будешь искать то, что хочешь найти. А когда ищешь то, что очень сильно хочешь найти, то ты всегда найдешь. Ищущий находит, Иисус это задолго до Поппера отметил.
Ну, например, если я хочу найти доказательство того, что Дед Мороз существует, то у меня не будет никаких проблем. Мир ими забит. Подарки под елкой, под Новый год его на улице можно увидеть, и все эти песни, истории, фильмы и мультфильмы — все говорит о том, что Дед Мороз существует.
И Поппер предложил новую систему — искать не доказательство того, что Дед Мороз существует, а доказательство того, что он не существует. То есть искать то, что твое предположение может опровергнуть.
Не утверждать все лебеди белые, а искать черного лебедя.
И с этой точки зрения мы не можем быть полностью убеждены ни в чем.
Скажу за себя, как я отношусь ко всем своим убеждениям. Я говорю так. На момент моего развития, у меня есть определенное убеждение, и данных, доказывающих обратное — нет. Но я их ищу, и как только обнаружу, я учту их и построю новую карту мира, еще более совершенную.
Я говорю о так называемом критерии Поппера.
Вот что такое «саморазвитие» с моей колокольни. Как я его для себя понимаю и определяю. Пока ничего лучшего я не нашел. Если вы нашли, буду очень рад в комментариях ознакомиться с вашими вариантами складывания яблок назад в корзину.
И мне сейчас стало интересно, а кто-то проводил исследование, как на самом деле влияет призыв читателей подписываться, ставить лайки, оставлять комментарии? Может это уже вызывает обратную реакцию? Вот что значит все подвергать сомнению.
С вами был доктор Майкл Свобода.
Живите ярко, друзья!
Чтобы не пропустить выход новой публикации, подпишитесь на мои ресурсы:
1. YouTube
2. Vkontakte
3. Facebook
4. LiveJournal
5. Telegram
6. Twitter
7. Instagram
8. Одноклассники
9. Яндекс Дзен