Найти в Дзене
Кали-Юга

Почему в 18 веке так стыдно было надевать чепчик

Оглавление

...и почему Джейн Остин все-таки это сделала.

***

16 декабря - день рождения замечательной писательницы, создавшей множество "женских" романов, Джейн Остин.

Ее герои и героини создали ей законную славу!

Разум и чувство, кадр из фильма
Разум и чувство, кадр из фильма
Эмма, кадр из экранизации
Эмма, кадр из экранизации
Чувство и чувствительность, кадр из экранизации
Чувство и чувствительность, кадр из экранизации

***

Но сегодня мы затронем всего одну особенность ее биографии. Итак...

Почему надеть чепчик в 30 лет было так ужасно и почему Джейн Остин все-таки это сделала.

***

Известно, что романистка никогда не была замужем. Однако мало кто знает, что в 20 лет она была нежно влюблена в некоего Томаса Лефроя, будущего Лорда Верховного Судью Британии.

Семья Остин была бедна, а семья Лефроев надеялась на блестящую партию для своего сына. Брак влюбленных не состоялся.

Ну а в 30 лет Джейн надела чепчик, который являлся тогда безмолвным символом того, что женщина признает себя старой девой и отказывается от надежд на замужество.

В связи с чем мы предлагаем задуматься о роли головных уборов, которые в наш суматошный век свелась к банальному "шапку надень, чтоб уши не мёрзли".

В романтичном 18 веке (и даже в не таком сдобно-ванильном 19-ом) головные уборы многое, многое значили!

Старинные головные уборы XVIII - XIX веков


Вообще вас наверняка удивляло частое повторение сцен, когда героиня хватается за шляпку и выбегает из дома, или когда распаковывает с восторгом шляпную картонку, или когда отворачивается стыдливо от взглядов бонвивана, пытающегося на улице заглянуть ей в лицо
под шляпку.

Женские шляпки тогда были крайне мощным средством отражения взглядов незнакомцев :-) И потому - обязательным атрибутом каждой девушки.

Шляпы - "коляски": женский головной убор XVIII века.


Изготовлялся из шёлка, чаще всего зелёного цвета. Благодаря своей форме надежно предохранял женские причёски во время прогулки и путешествия от повреждения.

-5

Для путешествий был практически идеален, так как в сложенном виде (например, во время ночевки на постоялом дворе) практически не занимал места.

-6



Женская шляпка, плетёная из кружева и конского волоса, конец 1840-х годов.

-7
-8



Женская шляпа из стёганого шёлка, середина 1840-х годов.

-9

Такие шляпы очень долго были популярны и носились в течении 1840-1860-х годов - мода, задержавшаяся на четверть века, представляете?

Женская шляпка из плетёных петель хлопкового материала типа "полотно", конец 1850-х годов.

Очень сложное исполнение и внешне напоминает соломенные шляпки.
Очень сложное исполнение и внешне напоминает соломенные шляпки.

Женская шляпка, украшенная лентами и цветами из ткани, 1858 год.

Женская шляпка из соломки, украшенная бархатной лентой, листьями плюща и высушенными ягодами, 1875 год.

-12

Женская шляпа для зимы из бархата, украшенная перьями эму и серебряной заколкой, конец 1870-х годов.

-13
-14


Женская шляпка из плетёной, крашеной соломки и "морщинистого" крепа, украшенная шёлковыми "ягодами", 1888 год.

Этот вид "траурной" шляпки делался из специального вида креповой ткани.
Этот вид "траурной" шляпки делался из специального вида креповой ткани.

Женская шляпка из кружева, украшенная цветами и бархатными лентами, 1896 год.

-16
-17
-18

В фильмах, конечно же, большинство героинь все же показано без головных уборов даже вне дома, - иначе мы бы не видели половину актерской игры (мимику прятали бы шляпы).

Но какую неожиданную прелесть придают все же эти головные уборы любой девушке!

***

А вы хотели бы вернуть что-то из старинной моды?

С удовольствием обсудим в комментариях!