Одним из самых страшных событий истории Северной войны стало… поражение саксонцев от шведов во время Северной войны, в битве при Фрауштадте. Российские вспомогательный корпус сполна хлебнул и предательства союзников, и жестокости "просвещенных" шведов.
Началось все с того, что в 1704 году Петр I направил русский вспомогательный корпус в составе 6362 человека на помощь своему единственному союзнику польскому королю и по совместительству саксонскому курфюсту Августу II.
К 1706 году наш корпус находился в составе саксонской армии генерал-фельдмаршала Иоганна Шуленбурга, которая выступила против шведской армии генерала Карла Реншильда.
Общая численность армии генерала Шуленбурга составляла больше 18000 человек, из них 2000 кавалерии при 32 орудиях. Всего в составе армии генерала Реншильда находилось: 3700 пехоты и чуть больше 5000 кавалерии. Артиллерии не было вообще. На лицо полнейшие перевес, кроме то, в не далеко стоял и сам Август с огромной кавалерией.
Единственное, что армия саксонцев представляла из себя полнейший интернационал : в ней воевали регулярные войска и наемники из Польши, Франции, Швейцарии и Шотландии.
Как следствие - снабжение и боевой дух армии были неудовлетворительными - жалование не выплачивалось, питание было плохим. Русский же корпус, вообще был выключен их системы "централизованного снабжения". Как не раз уже встречалось в истории, "союзникам" было наплевать на обеспечение русских: деньги не выплачивали, пришедшую за годы войны в негодность форменную одежду никто не менял.
На момент сражения русскими частями командовал саксонский офицер Генрих фон дер Гольц. Наши войска занимали позицию на левом фланге боевого построения.
Битва
Исход битвы был достаточно быстрым и печальным. Не смотря на то, что действия Реншильда не отличались оригинальностью менее чем через час один французский и один швейцарский полки перешли на сторону шведов и атаковали саксонцев. Шведская кавалерия довершила разгром обойдя и ударив в тыл своего противника.
Не прошло и часа, все было кончено - саксонцы удирали с поля боя и сдавались в плен.
В результате этого русский корпус попал в кольцо. Шведы получили возможность расстреливать русских солдат из захваченных пушек.
Корпус подвергся атакам с фронта и с тыла. Cаксонский командир фон дер Гольц сдался шведам, но сам корпус продолжил бой.
Командование на себя принял русский полковник Самуил Ренцель. Вот что, в последствии он сообщал :
«...неприятель с фурией ударил в наш фрунт. Россияне мужественно приняли оного. Российские четыре полка да гренадерский батальон, которые стояли в первой линии, мест своих не уступили. Все на том месте побиты, и осталось малое число... Билися сколь мочно. Россияне стояли крепко, мало кто был из них не ранен» .
К вечеру, собрав все что можно в кулак, Ренцель, мощной штыковой атакой прорвал окружение и вывел 1920 солдат. Остальные попали в плен.
Кстати, как я уже писал, в 15 милях от места сражения с 20-ти тысячной кавалерией стоял сам Август Сильный. Но "храбрый" король, предпочел по тихому ретироваться к Кракову.
Потери шведов составили почти полтысячи павших и свыше тысячи раненых. Практически весь урон шведской армии причинили русские, больше никто толком не сражался. О трусости саксонской армии свидетельствуют цифры: в плен шведам сдалось около 7,6 тысяч человек, а на поле боя после сражения подобрали 7 тысяч заряженных, но не использованных по прямому назначению саксонских ружей.
"Русских в плен не брать".
Далее началась невообразимая жестокость. Шведы показали сое истинное "просвещенное лицо". «Швейцарцев и французов, - пишет современный шведский историк Питер Энглунд, - тотчас поставили на довольствие, велено было накормить и саксонских солдат, предложив им выбирать, расходиться ли по домам или записаться в шведскую армию, но русским не приходилось ждать никакой милости».
В соответствии с приказом Реншильда, солдаты генерала Карла Густава Рооса, назначенного ответственным за экзекуцию, окружили пленных русских и стали без жалости добивать раненых.
К месту побоища прибыл сам "великий полководец" и упорядочил акцию. Шведские солдаты уже не стреляли и не кололи наобум, а укладывали обреченных на землю «сэндвичем» и прокалывали штыками по трое зараз. Трупы лежали в три слоя.
Вместе с солдатами были убиты и офицеры, в том числе несколько немцев, в ответ на предложение Реншильда отойти в сторону и перекусить, ответивших по-немецки: «Нет, среди нас нет немцев, мы все – русские».
Во многих исторических изданиях фигурирует цифра более 4000 уничтоженных пленных, но скорее всего их было не более 500, так как целый день упорного боя, не мог прийти бесследно.
В чём же причина такой жестокости. Ответ достаточно прост. Реншильд решил преподать урок устрашения "диким варварам", да и прагматика сыграла свою роль. Русских не возможно было перевербовать на свою сторону, содержать же их и лечить у шведской армии не было желания.
Ох уж эти русские!
Что же стало с вырвавшимися из окружения русскими частями. Ренцель из оставшихся в живых создал полк трёхбатальонного состава. Не смотря на призывы саксонского командования интернироваться в Автрии, Самуил Ренцель принял решение пробиваться через Польшу домой.
Шестнадцать месяцев полковник Ренцель со своими солдатами пробивался к армии ПетраI – почти все солдаты имели ранения; кроме того, следовало избегать столкновений с саксонскими и шведскими войсками, рыскавшими по Речи Посполитой. Превозмогая самих себя, на пределе человеческих возможностей, русские воины шли домой, не предав никого и не изменив воинской присяге. Вернулись только 1300 человек. Петр писал в Москву :
«Объявляю вам, что через помощь Божию, чудным в свете небывалым маршем и радением Господина Полковника Ренцеля, наших, в Саксонии бывших уже Иудейски преданных 1 300 человек сюда совсем приведено».
Указом русского царя за проявленный героизм Ренцель получил чин генерал-майора, а из оставшихся солдат сформировали новый полк, получивший название Саксонский. Через год Ренцель получил звание генерал-лейтенанта и принял участие в Полтавской битве.
По иронии судьбы именно Ренцель в Полтавской баталии командуя кавалерией в дивизии князя Меньшикова взял в плен отряд Карла Рооса.
После Полтавы Петр I возложил на Ренцеля знаки ордена св. Андрея Первозванного и назначил командовать всей дивизией Меньшикова.
В июле 1710 года, генерал-лейтенант Самуил де Ренцель скончался не дожив до окончания Северной войны.
Вечная Слава и память!