«Уж лучше сухой закон, чем вовсе никакой выпивки» — эта парадоксальная фраза, авторство которой принадлежит популярному американскому киноактёру Уиллу Роджерсу, очень точно характеризует жизнь в США с 1920 по 1933 год. В этот период в стране действовала 18-я поправка к Конституции, широко известная в мире как «американский сухой закон». Согласно поправке, на всей территории страны запрещалось производство, продажа и транспортировка любых спиртных напитков крепостью более 0,5 градуса. Запрет распространялся не только на крепкие напитки, традиционные для Америки виски, джин, ром, но и на пиво, сидр и вино.
«Сухой закон» в США, в отличие от печально знаменитого горбачёвского «закона о трезвости», не запрещал и не ограничивал потребление алкоголя гражданами. Вся ответственность возлагалась на производителей, перевозчиков и продавцов спиртного. Это привело к последствиям, которые и сегодня оцениваются историками неоднозначно. С одной стороны, потребление алкоголя американцами в 1920-е годы снизилось, по официальной статистике, вдвое, и ещё десяток лет его уровень оставался более низким, чем до введения «сухого закона». Но контрабанда и подпольная торговля спиртным достигли чудовищного размаха.
«Сухому закону» Америка обязана и появлению крупных преступных группировок, в первую очередь знаменитой «чикагской мафии». Чикагские гангстеры ввозили в США из Канады и Мексики огромные партии контрабандного алкоголя, сказочно разбогатев на этом. В крупных американских городах тысячи баров и ресторанов подпольно торговали спиртным, а в провинции процветало самогоноварение.
Все эти коллизии 1920-х годов в США широко известны, о них написаны романы и сняты художественные фильмы. Гораздо меньше известно, как власти боролись с нарушителями «сухого закона». Наряду с обычными мерами — повальными обысками, конфискацией и т. д. в США применялись и особые «приёмы», которые иначе как «покушением на массовое убийство» назвать нельзя.
Под давлением ревнителей «сухого закона» Департамент финансов США распорядился добавлять в технический спирт сильнейший яд — метанол. Тем самым была сделана попытка заставить американцев не покупать дешёвое нелегальное спиртное местного производства (контрабандный виски стоил дорого). Но «самопальный» виски всё равно покупали, в результате чего более десяти тысяч американцев погибли, и пятнадцать тысяч стали инвалидами.
****************************************************************************
Ставьте лайк и подписывайтесь на Револьвер, обещаем – будет интересно.
Хотите поспорить с автором или высказать свое мнение по теме статьи? Заходите в комментарии.