Найти в Дзене
Золотая середина

Курс доллара: почему он так сильно вырос?

Из этой заметки Вы узнаете, как Центральный Банк манипулирует курсом рубля/доллара для того, чтобы обеспечить государству максимальные доходы, и чем это оборачивается для простых людей. . Как вообще формируется курс рубля к доллару/евро? Начать объяснение валютной политики Кремля придется с того, что курса валюты не существует. Это миф. Конструкция из учебников макроэкономики для 2 курса, про которую даже студенты-экономисты знают, что «оно так не работает». Да-да, именно так, как лично Вы себе представляете – не работает. Попробуем «на пальцах» объяснить, как устроен курс рубля (причем именно Рубля; у других валют механизм может быть другим). Представьте себе большую доску с объявлениями. Только электронную. Любой желающий (за крохотную комиссию – плату, которую удерживает в свою пользу биржа) может повесить на ней «записку» (она называется «лот»): «продам 1000 долларов по 60 рублей за штуку». Или «продам 500 долларов за 55». Или «продам 100 рублей по 63,3 за доллар». Представили? Вот

Из этой заметки Вы узнаете, как Центральный Банк манипулирует курсом рубля/доллара для того, чтобы обеспечить государству максимальные доходы, и чем это оборачивается для простых людей.

.

Как вообще формируется курс рубля к доллару/евро?

Начать объяснение валютной политики Кремля придется с того, что курса валюты не существует. Это миф. Конструкция из учебников макроэкономики для 2 курса, про которую даже студенты-экономисты знают, что «оно так не работает». Да-да, именно так, как лично Вы себе представляете – не работает. Попробуем «на пальцах» объяснить, как устроен курс рубля (причем именно Рубля; у других валют механизм может быть другим).

Представьте себе большую доску с объявлениями. Только электронную. Любой желающий (за крохотную комиссию – плату, которую удерживает в свою пользу биржа) может повесить на ней «записку» (она называется «лот»): «продам 1000 долларов по 60 рублей за штуку». Или «продам 500 долларов за 55». Или «продам 100 рублей по 63,3 за доллар». Представили? Вот примерно так и выглядят валютные торги. Дальше представьте, что есть некий аукционист, который помогает свести воедино заявки типа «продам доллары» и «продам рубли», и Вы получите общее описание механизма. Есть еще много деталей (типа того, что лоты могут продаваться целиком или частично), но это уже детали.

Когда мы говорим «курс доллара» или «курс рубля», мы на самом деле имеем в виду «средняя цена по всем сделкам доллар-рубль, которые были заключены в течение периода времени (дня), посчитанная Центральным Банком РФ». Средний – он на то и средний, что конкретные сделки могли быть заключены дороже или дешевле. Более того, на рынке всегда есть профессиональные игроки, которые в автоматическом режиме находят лоты на продажу рубля/доллара существенно ниже средней цены, скупают их и перепродают по средней. Такие сделки немножко искажают среднюю цену (занижают ее относительно той, по которой идут реальные сделки) – но, если «дураков»-продавцов задешево рублей и долларов примерно равное количество, то можно считать, что они уравновешивают друг друга (на самом деле не равное, но это уже детали).

Если Вы вывесите лот по более «выгодному» для покупателя курсу, то скорее всего быстро найдете покупателя. Хотя если Ваш лот на продажу будет очень большим, то раскупать его могут довольно долго, а если ОЧЕНЬ большим, то он может немного «уронить» среднюю цену («курс»). Если же вывесить лот по более дорогой цене… вот тут начинается самое интересное. Представьте себе, что на биржу пришел некий крупный покупатель (назовем его Игорь Иванович), которому нужно купить Очень Много Долларов. Допустим, несколько миллиардов. Предположим, ему надо заплатить по кредиту, взятому в иностранном банке, а закупить для этого валюту заранее он не почесался, ибо от природы туп. Что будет делать Игорь Иванович? Сначала он, конечно же, скупит все лоты с долларами по цене, близкой к средней. Они быстро закончатся. Тогда он начнет скупать те, что подороже – и дороже, и дороже, пока не соберет нужные ему несколько миллиардов. Ну, или пока доллары не закончатся полностью. Или руководство биржи заметит, что происходит какая-то галиматья и не закроет ее «до выяснения обстоятельств». Нашему Игорю Ивановичу, конечно, не выгодно переплачивать – но доллары-то нужны прямо сейчас, иначе дефолт случится. В результате «продадутся» даже те лоты долларов, на которых установлена совершенно неадекватная цена и которые уже много дней/недель/месяцев никто не покупал.

Итого мораль. Курс рубля/доллара – эта абстрактная цифра, используемая для удобства в статистике (и еще в сделках с государством). За ней стоит множество рыночных сделок, которые заключаются по разной цене: по наиболее выгодной из доступных в конкретный момент времени. Курсом можно манипулировать, крупные игроки могут его «обвалить». И есть общее правило: чем быстрее Вы хотите совершить сделку, тем большую скидку Вам нужно предложить к цене продажи имеющейся у Вас валюты (рубля или доллара).

.

Может ли государство повлиять на курс валюты?

За курс валюты отвечает Центральный Банк (ЦБ), и у него, конечно, есть инструменты влияния на валютный рынок. Во-первых, ЦБ сам может выступить в роли Игоря Ивановича и перекосить валютный рынок в нужном направлении: ведь у него есть огромные Золотовалютные резервы долларов, и возможность напечатать любое нужное количество рублей. И то, и другое можно выставить на продажу одномоментно в объеме, сравнимом с оборотом рынка месяца за 3. (Можно. Но зачем?)

Такие вмешательства ЦБ в рынок (называемые «валютными интервенциями») считаются опасными и дестабилизирующими. Напротив, возможности ЦБ по поддержанию курса на одном уровне играют важную роль в обеспечении экономической стабильности. Для этого могут применяться разные техники, простейшая из которых – политика «валютного коридора». Представьте себе, что средний курс доллара в этом месяце 65 рублей. Если на рынок придет Игорь Иванович, то курс может скакнуть до 100 (или, наоборот, обвалиться до 30), что собьет с толку всех субъектов экономики и вызовет большую нестабильность. Но ЦБ может вывесить на бирже Очень Большой Лот долларов (миллиардов 50) по цене 75 рублей за штуку, и одновременно Очень Большой Лот рублей (миллиардов 500) по цене 50 рублей за доллар. Тогда если на рынок придет Игорь Иванович, то он скупит все, что есть на рынке по цене меньше 75, а остаток возьмет из лота ЦБ – а значит, курс вырастет только до 75, но не выше. Более того, зная, что такой лот ЦБ висит на бирже, никто вообще не будет размещать там лоты долларов дороже 75 и рублей дешевле 1/50 (ведь до таких лотов никакой покупатель не дойдет, «наевшись» лотом ЦБ).

Очень слабые и очень сильные экономики обходятся без валютных интервенций. Слабые – не имеют нужного запаса иностранной валюты, сильным (вроде США и ЕС) по большей части наплевать на курс (особенно на курс рубля). Но экономики среднего размера, вроде российской, очень сильно от него зависимы.

.

Кому выгоден высокий курс доллара, а кому низкий?

Курс валюты – важный инструмент управления экономикой, который может использоваться в интересах разных слоев общества. Обычно Вы можете прочитать, что «высокий курс национальной валюты (т.е. низкий курс доллара) выгоден импортерам, а низкий – промышленности». Это отчасти правда, но такое сильное упрощение в реальной жизни приводит к неверным выводам.

Действительно, низкий курс рубля делает выгодным экспорт – в том числе, экспорт сырья. На этом зарабатывает и государство, так как часть выручки от экспорта поступает в государственный бюджет в виде налогов (а часть – в «черную кассу Кремля» в виде дивидендов). Но в то же время эти рубли еще нужно купить на валютном рынке, где они могут взяться в большом количестве только через эмиссию Центрального Банка. Грубо говоря, при низком курсе рубля Центральный Банк должен печатать много рублей, чтобы выкупать большое количество долларов, поступающих в страну от продажи нефти; если он этого делать не будет, то курс рубля поднимется. А печатаемые рубли – это либо инфляция, либо рост госдолга (облигации можно выпускать, чтобы изъять из экономики лишние рубли), либо рост налогов. Поэтому выгода для экспортеров оборачивается убытками для производителей, работающих не на экспорт, а на внутренний рынок.

Напротив, высокий курс рубля выгоден импортером – и это как импортеры потребительских товаров, так и импортеры оборудования. Отсюда проблема. Российская экономика действительно импортирует слишком много товаров (от продовольствия до техники) и слишком мало производит внутри. При высоком курсе валюты импорт выгоден, и бизнесу нет нужды развивать производство в России. Но при низком курсе бизнес не может развернуть производство в России, так как импорт технологий, оборудования и т.п. стоит слишком дорого.

Как видите, «преимущества слабого рубля», о которых любят говорить государственные «экономисты», в реальной жизни не обнаруживаются. Курса валюты – это не «волшебная палочка», он только помогает перераспределить деньги от бизнесменов к другим олигархам (от тех, кто производит товары в России и для россиян к тем, кто продает сырье за границу). Низкий курс рубля, в частности, делает абсолютно невозможным пресловутое «импортозамещение»: при нем развиваются только сырьевые производства, а обновление технологий становится абсолютно невозможным.

.

Как Кремль управляет курсом доллара?

До начала 2014г. ЦБ проводил политику валютных интервенций, близкую к валютному коридору. Он поддерживал относительную стабильность курса в районе 33 рублей за доллар, что считалось умеренным-нейтральным уровнем для российской экономики. Однако с начала 2014г. (из-за падения нефтяных цен, присоединения Крыма и санкций) средняя цена сделок вышла из-под контроля ЦБ, который не решился удерживать курс на прежнем уровне (золотовалютные резервы ЦБ за год и так потеряли примерно 150 млрд. долл. из 540 млрд.). В ноябре было официально объявлено об отказе от валютных интервенций и переходе к «чистому плаванию» курса. Впрочем, очень быстро выяснилось, что это объявление – ложь.

Центральный Банк действительно практически прекратил валютные интервенции, позволив курсу рубля упасть до 60 рублей за доллар (и до 70 в момент кратковременного вмешательства Игоря Ивановича). Но после того, как цены на нефть начали расти (с 48 долл./баррель=бочка в начале 2015г. до 80 долл./баррель в конце 2018г.), Кремль удерживал курс рубля на прежнем предельно низком уровне. Для этого уже не Центральный Банк, а Правительство, управляющее Федеральными Резервами, стало закупать и продавать валюту в удобных ему количествах.

То есть, называя вещи своими именами: ЦБ снял с себя ответственность за валютный курс (причем признал это с большим опозданием), и сегодня российское государство не защищает рубль от резкого падения – зато активно борется с ростом курса рубля в те периоды, когда цены на нефть становятся высокими. Сырьевым олигархам от этого ни горячо, ни холодно: курс рубля никак не влияет на то, сколько долларов они смогут увести в офшоры. Государственный бюджет и Федеральные Резервы при заниженном курсе рубля получают гораздо больше денег, изымаемых фактически у населения: заниженный курс подобен налогу на импорт.

А то, что из-за такого курса люди беднеют, и заодно невозможна модернизация российской промышленности… что ж, бывает, «побочные эффекты».

Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в комментариях к заметке или в твиттере: @neogollist