Фаворский свет… Но о нем чуть позже. Начнем с иллюстраций классики. Если вы хотя бы раз видели работы Виталия Линицкого, вы узнаете их снова, едва взглянув. А если не видели никогда, ни разу, то… все равно узнаете! Особенно иллюстрации к Достоевскому: персонажи «Братьев Карамазовых», «Белых ночей», «Сна смешного человека» и другие.
При самом приблизительном знакомстве с литературным первоисточником визуальное узнавание просто неизбежно. Заметьте: именно самостоятельное узнавание, а не подчинительное согласие с художником. Не просто «я так же их представлял, как он нарисовал», а «я их узнал, потому что уже видел». И с полной уверенностью будете утверждать, что видели, что книжку в руках держали, что если даже не имеете ее в собственной библиотеке, то видели у друзей, в библиотеке, в магазине, на выставке. А на самом деле этого не было… Увы, увы! Ни разу не выходила в свет ни одна книга Федора Михайловича Достоевского с иллюстрациями художника Виталия Дмитриевича Линицкого. Притом, что его иллюстрации – лучшие, не в обиду будь сказано другим художникам. Были только единичные их публикации в статьях и исследованиях, были отдельные работы на выставках (в давнюю пору 1970-х, когда в несколько залов Московского союза художников-графиков на Малой Грузинской собирались толпы жаждущих глотка «свободного искусства»). И – всё…
Только сейчас вышло достойное издание, где творчество художника-иллюстратора оказалось возвращено на законное место (разумеется, еще далеко не полностью). В альбоме издательства «Русский мир» представлены избранные работы Линицкого к произведениям Достоевского (они занимают главное место), а также к произведениям Гоголя, Андреева, Цвейга, Акутагавы, а также репродукции живописных работ по сюжетам «Божественной комедии» Данте. Большие фрагменты текста позволяют всесторонне погрузиться в атмосферу иллюстрируемых произведений – вплоть до иллюзии полного и целостного их прочтения.
В заключительной же части альбома представлены репродукции живописных работ, не связанных с литературными сюжетами. Этот раздел посвящен религиозной живописи Линицкого, которая полна «света немеркнущего и преображающего».
Эксперименты по спектральному разложению белого цвета или «белого света» – он же, как известно, свет Фаворский! – принесли художнику мировую известность. К этому привел долгий путь постижения законов красоты и правды, состояний богоискания и богооставленности, пройденный вместе с прочтением великих литературных произведений. Об этих работах не скажешь «видел» или «узнал», если на самом деле не видел, не искал высших духовных смыслов, не проникался христианскими заповедями и не верил в конечную возможность ощутить Бога живого. Но впечатление они производят огромное. Сочетание реалистической и символической живописи, многослойное видение мира, одновременное присутствие явлений материальных и нематериальных – тот, кто захочет не только впечатлиться сочетанием красок и образов, но понять их суть, будет вновь и вновь возвращаться к этим произведениям, постигая заложенное в них откровение.
Достоевский, мировая литература и религия в искусстве художника В.Линицкого. – М.: Русскiй мiръ, 2018. – 232 с., ил.